nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

Сидпэй Гьялмо, Царица бытия

Для уважаемого yamashita  и всех, заинтересованных в сведениях о проявлениях культа Великой Матери на нашей Земле...


Сидпэй Гьялмо, Царица бытия (Бон)

О Сидпэй Гьялмо нужно говорить как о проявлении пробуждённого сознания и сострадания Будд. Она запредельна и не обусловлена круговоротом сансары. Она прямая эманация (Nirmita) Шераб Чжаммы http://nandzed.livejournal.com/991162.html, Матери всех Будд трёх времён - настоящего, прошлого и будущего. Сидпэй Гьялмо имеет единую природу с Шераб Чжаммой, но она - гневное проявление сострадания (khro-mo) и её основной аспект это Ешей Валмо - "Пламенная (багряная) мудрость".


Еше Валмо

В буддийской традиции Индии Чжамма известна как Праджняпарамита и как Тара. Поскольку Будда становится Пробуждённым только по постижении Совершенной Премудрости (праджня-парамита), она называется Великой Матерью всех Будд (Юм Чен-мо - тиб.). Кроме того, Чжамма соответствует Айя-Софии западной мистической традиции. На шанг-шунгском языке Великая Богиня известна как Сатриг Эрсанг.


Одна из форм Чжаммы



Хотя, в основном, Сидпэй Гьялмо рассматривалась в бонской традиции как проявление сострадания пробуждённого состояния, согласно другим источникам, она первоначально являлась одной из демонических богинь, известной из Материнской тантры как "дрег-па".

В сочинении "Чипунг кор" сообщается, как мудрец Сангва Дуйпа, предыдущее воплощение Будды Шакьямуни, рождённый в Тазиг, слушал Учения Отцовских Тантр от Чимед Цугпуда, одной из форм Тонпа Шенраба. В то врем он занимался проповедью в девяти направлениях среди расы высокомерных мужских демонов (дрег-па пхо гьюд). И в это же время мудрец Тагла Мебар усмирял женских демонов (дрег-па мо гьюд), в особенности один из трёх видов, к которому принадлежала Сидпэй Гьялмо.

Согласно другому источнику, она - то же самое, что и Намчи Гунгъял ("Бабушка Неба, Царица Неба"), которая была старшей из девяти сестер, явившихся при создании мира, будучи рождённой рождённой от бога-творца Сангпо Бумтри и Царицы вод - Чучам Гьялмо. Когда ветры кармы дули поперек безбрежного океана, перемещая его воды, на его поверхности возникло яйцо бирюзового-синего цвета, которое спонтанно, то есть без внешних причин лопнуло и явилась бирюзовая богиня.

Эта богиня появляется во многих старинных бонских ритуальных рукописях. Она связан с целебной смилой трав и падает на землю исцеляющей водой с небес. В средние века одно из ее проявлений стало покровительницей одного тибетского семейного клана и учредила линию преемственности Дрикунг-кагью. Как А-чи ("бабушка") она является главной Защитницей Дхармы этой школы тибетского буддизма, а также покровительницей особой системы предсказаний - "а-чий-мо".


А-чи, Защитница школы Дрикунг-кагью

Ещё одна форма А-чи

Впоследствие изначальный миф об А-чи и даже элементарное объяснение её имени были забыты и подменены специфически буддийским мифом об А-чи как проявлении Ваджрайогини. Впрочем, так случалось повсеместно с бонским мифом по сугубо политическим причинам.

Главной троицей Охранителей бонцев является троица, подобная нингмапинской Ма Дза Дам Сум - Экаджати, Рахуле и Дордже Легпе (который также первоначально бюыл бонским Защитником А-се чен-по). Только у бонцев Ма - это Мамчог Сидпэй Гьялмо (Высшая мать, Царица бытия). Она разъезжает на красном или чёрном муле, у неё всегда три лица и шесть рук. В этом облике она, очевидно, походит на Защитницу буддистов Палден Лхамо или Шри Дэви, которая, согласно буддистам, является Дургой, Царицей матрик или духов мамо. Мамо - это свирепые женские духи, обитающие, чаще всего, в диких и пустынных местах. Когда они потревожены, они могут порождать борьбу и войну среди людей. Они привлекаются резнёй на поле битвы и во многом схожи с валькириями.


Палден Лхамо

То, что Палден Лхамо есть проявление Сидпэй Гьялмо, согласно Лопону Тендзину Намдаку, не так и несомненно, однако, Палден Лхамо очень важна в системе "нового бона", где она так же является покровительницей различных форм предсказания.

В терминах сравнительной мифологии Сидпэй Гьялмо была известна среди кельтов как "Богиня, едущая на лошади". В древнем Гауле она называлась Ригантоной, "Великой Царицей", которая позже стала Рианонной в средневековом Уэльсе. Как богиня Эпона, восседающая на лошади, она стала единственной кельтской богиней, принятой в римский ритуальный календарь. В норвежском мифе она - Фрейя, которая возглавляет валькирий.В отличие от культа Дуги, Сидпэй Гьялмо не получает кровавых жертвоприношений, но символизм плоти и крови во внутренней пудже и поодношении торма остался.

На уровне самбхогакайи Сидпэй Гьялмо проявлется в пяти аспектах: кроме Еше Валмо, есть ещё четыре проявления - в соответствии с четырьмя типами активности - Дуюм Лхамо, богиня умиротворения на белом муле, с четырьмя ликами и восемью руками; Кхагьинг Лхамо - богиня приумножения синего цвета на синем муле, с тремя ликами и шестью руками; Касанг Лхамо - красная богиня подчинения-очарования на красном муле, три лика и шесть рук; Дендро Санг-юм - чёрная богиня разрушения, на черном муле, с тремя ликами и шестью руками.

Существует множество текстов, посвящённых Сидпэй Гьялмо, где описывается проявление её полной мандалы. Как йидам она имеет различные облики супруг пяти главных божеств Отцовской тантры Бон.

Это был конспект статьи Джона Мирдхина Рейнольдса (Ваджранатхи), Сан-Диего, март 1986 г.




Tags: Бон, Еше Валмо, Палден Лхамо, Сидпэй Гьялмо, Шри Дэви, ваджраяна, тантра
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment