nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

Время и место

Утайшань | Синология.Ру

Пытался читать воспоминания о путешествии в Тибет Цыбикова. Впечатления поразительные: учитывая совершенную непричастность Цыбикова к практике тибетского буддизма, невовлечённость, так сказать, и, вследствие этого, бесстрастие автора, тем более стоит обратить внимание на его этнографические описания. Государственное устройство Тибета, которое и ранее было, т. с., недоразвитым, в течение 19-го века обрело просто дегенеративные черты. Вплоть до взросления 13-го Далай-ламы, а он родился в 1876-м, страной в этом веке правили фактически регенты, их властная династия. При них успело смениться пять далай-лам. Четверо предшественников 13-го Тубтэна Гьяцо умерли в молодости почти наверняка вследствие заговора и отравления по инициативе своих регентов. Именно регенты особенно усердно вводили различные виды смертной казни, пыток. При практически полном беззаконии (суды определялись размерами взяток) такое положение не могло не способствовать стремительной деградации страны. Только 13-й Далай-лама отменил смертную казнь.

Производства в стране - практически ноль. Торговля также была дегенеративна: например, служащая обогащению тибетских верхов Монголия получала т.н. религиозные товары для ритуальных нужд по заоблачным ценам, меж тем как многие из этих товаров были импортированы тибетцами из Индии. Это была тривиальная спекуляция, то есть обмен, основанный на обмане, что, как известно, ещё никого не развивало, что бы там ни думали о себе банкиры)). Большинство тибетцев жили невероятно бедно. Социальные лифты в государстве отсутствовали напрочь. Иногда европейцев по незнанию умиляет такая деталь, как полиандрия и многожёнство в Тибете, когда выйти замуж сразу за нескольких родных братьев считалось идеальным положением. Однако мало кто задумывается, что это было так потому, что огромное количество мужчин уходило в монахи. Ежегодно. К началу 20-го века в столице Тибета Лхасе две трети гражданского населения составляли женщины. Судите сами.

Короче... Делаю интересный вывод))), что при таком идиотизме гражданской жизни вся эта "ярманка" не развалилась раньше времени только благодаря повальной, всеобщей буддийской практике на самых разных уровнях её понимания и постижения. Нельзя не признать чудом этой практики то, что такое государство сумело сохранить в полном виде воспринятую некогда из Индии Дхарму Будды. Лха гья ло!

И вот сижу я на Востоке, где родился и вырос, и читаю всё это и думаю о чём? Что Панча-ширша-парвата, место блюстительства ритуала Будды Манджушри, от меня тут рядышком - через границу в провинции Шаньси. Утайшань. Во сне ближе долететь, чем до Москвы. И может просто духу не хватает иным признать, что нет никакой душевно единой России, а только дух и территория? А душ много скопилось по разным местам. Можете мне поверить, геофизика весьма сильно определяет человека. И ведь люди - не CD-болванки, что запишут, то и носят. Все мы родились там, чему сродны. Поэтому мне манчжурский край близок - потому что назван он по имени Манджушри и связан с ним так давно, как у нас в учебниках не пишут. А мне предлагают "Россию Ксеркса иль Христа". Пора уже писать и о другой России. И не о той, что здесь была в 70-х, России "освоителей по лимиту". Мне совершенно не интересна литература бывших здесь и доживающих ещё местами писателей, всё это местечковое дрожание над рукописями и когда на полном серьёзе считают великими совершенно вторичных поэтов вроде эмигранта Несмелова, лишь бы привязать к местности, как жалкие всхлипы о владивостокском кафе "Би-Ба-Бо" - протухшая в воспоминаниях забегаловка, "но в ней же сиживал Бурлюк!". Всё это гумус, простите. А вот сабдаги, хранители гор и земель Дальнего Востока - нет, хотя бы потому что они живут гораздо дольше, чем быстротечные люди. Я уже не говорю про Утайшань. А мы, русские, здесь всё ещё на птичьих правах "освоителей дальних земель" все свои 150 каких-то лет)). Глядишь, ещё столько же, и история русских в Манчжурии сгинет вовсе. Есть такая гипотеза.

На фото - ваджра, найденная в Приморье на месте монастырского комплекса чжурчженей. А выше - монастырь Утайшань (Пять гор - кит.), практически Бештау и Пятигорск)).

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments