nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

ВАДЖРАЯНА. ПРОСТЫЕ ОСНОВЫ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ



Мы становимся учениками не для того, чтобы вступить в ещё одни социальные отношения; мы ими становимся, чтобы приобрести какие-то качества, которых нам до сих пор не хватало. В традиции Ваджраяны посвящение предполагает введение ученика в мандалу. А мандала – это такое изображение космоса, где в центре располагается ум, а всё остальное выстроено вокруг него. Идея здесь состоит в том, что наше восприятие мира в действительности определяется состоянием нашего ума. Все события своей жизни – развитие отношений с другими, проблемы со здоровьем и прочее – мы воспринимаем сообразно тому, что происходит в центре нашей мандалы (то есть, у нас в уме). И когда в ходе посвящения нас вводят в мандалу, то нам показывают, что мир вокруг нас существует не сам по себе, но это мы делаем его таким. И если человек достаточно способен и восприимчив, через посвящение в мандалу он может полностью перепрограммировать своё восприятие мира. Кроме того, посвящение даёт нам новую, необычную точку зрения и на нас самих.

Частью процесса посвящения является ритуальная смерть нашей старой личности. А умерев, мы как бы рождаемся заново. Поэтому нас снабжают не только целым набором практик для ежедневного выполнения, но также и новым именем. Каждый раз, выполняя практику, мы, соответственно, стараемся переотождествиться, обожествить себя. И далее вопрос заключается в том, удаётся ли нам принять эту новую идентичность или мы продолжаем придерживаться той, к которой привыкли. Садхана – это проверка на способность войти в другой образ, способность увидеть в себе то божественное начало, которое было утверждено в нас на посвящении. По сути, основная наша задача как учеников состоит в том, чтобы научиться другими глазами смотреть на самих себя.
Ученики, если они достаточно восприимчивы, могут почувствовать тот момент, когда учитель даёт передачу: некоторые в это время ощущают нисхождение благодати, другие переживают проблеск мистической мудрости, а у третьих возникают необычные ощущения в теле – правда, ими в этом случае всё и ограничивается. Но даже если на посвящении ученик вообще ничего особенного не почувствовал, всё равно за счёт силы мудр и мантр, его собственной веры и мощи учителя семя будет заложено в поток его ума и со временем прорастёт (при условии, что ученик ежедневно выполняет садхану). Упорно практикуя, ученик сможет получить опыт раскрытия своей истинной сущности и увидеть её просветлённую форму. И по мере того, как мы перестраиваем своё самоощущение, наше восприятие реальности также меняется. Но выполнять практику обязательно нужно ежедневно, каждый раз заново.

После любого большого посвящения ученикам даётся практика или система практик, которые они с этого момента должны регулярно делать. Причём объём текста практики в зависимости от степени детализации может варьироваться от пары страниц до довольно толстой тетради. И чем длиннее практика, тем она сложнее для выполнения, но тем больше её эффективность в плане трансформации самоощущения ученика.

Ежедневно выполняя садхану, мы полностью перестраиваем свою идентичность. Мы творим себя заново, пересоздаём себя целиком – вплоть до того, что и наш физический облик – волосы, одежда и всё остальное – становится совершенно иным. Знаете, некоторые люди готовы уйму энергии потратить всего лишь ради того, чтобы избавиться от нескольких килограммов. А мы говорим сейчас о гораздо более глобальных изменениях – мы говорим о преображении каждого аспекта нашего «я».

Оттенок кожи этого божества, формы его тела, причёска и цвет волос, одеяния – всё это символы, которые служат тому, чтобы напоминать нам о просветлённых качествах. Мы же не просто так пытаемся создать новый образ себя. Мы порождаем себя в образе просветлённых существ. И эти формы и жесты, которые мы воображаем, действительно существуют. Идея мандалы важна для нас тем, что показывает связь центра и периферии, сознания и мира. А ежедневная практика садханы даёт нам возможность получить через медитацию опыт восприятия себя совершенными. И когда мы систематически практикуем, то таким образом создаём фиксацию памяти на своей божественности. Вот тогда-то и начинает выполняться данное нами обязательство слышать все звуки как мантру. А если любая речь, которую мы слышим, воспринимается нами как эхо наших собственных невысказанных слов, то, например, брань, обращённую в наш адрес, очищать нам уже не придётся. Храня внутри себя сострадание и покой, мы уже не воспринимаем резкие замечания других как угрозу. Для нас это становится сообщением о том, что нечто подобное готовы были сказать и мы сами. И такая наша реакция удостоверяет, что мы действительно находимся в центре мандалы, частью которой являются другие люди. Когда мы принимаем эту позицию, нам становится легче жить. И желание сделать кому-либо замечание с этого момента начинает восприниматься нами как нечто постыдное – мы осознаём, какой пустой и бессмысленной тратой времени это является. Больше мы не осуждаем других; отныне все они – наши помощники.

Мы убеждаемся на личном опыте, что эффект практики садханы – это не то, чего надо ждать несколько воплощений. Практикуя садхану, мы получаем навыки, которые оказываются применимыми к любой жизненной ситуации. Существенная часть этой практики состоит в начитывании – мы многократно повторяем определённые заклинания, мантры, молитвы. Таким образом мы очищаем речь. Кроме того, мантра служит для нас символом той идеи, что всякий слышимый нами звук есть отголосок наших же невысказанных мыслей. Она нам постоянно напоминает об этом. Поддерживая ежедневную практику, мы становимся более уверенными в себе. За счёт почтения, которое у нас вырабатывается по отношению к собственной божественной природе, наша обыденная личность также начинает чувствовать себя гораздо лучше. Теперь мы ощущаем, что нам принадлежит каждая секунда нашей жизни. Мы больше не делим её на работу, общение и практику. Если мы работаем, то это наша работа. Если мы что-то делаем, мы делаем это, исходя из нравственных принципов, которые мы сами решили для себя принять. То есть нравственность у нас тоже наша, а не навязанная нам извне, не вменённая нам каким-то учителем. Не будет же, в конце концов, наш учитель всё время следовать за нами, как тень, проверяя, как мы себя ведём! Иначе когда бы он занимался собственной практикой?

Начинающих иногда несколько тревожит идея того, что теперь им придётся каждый день уделять практике по целому часу. Но когда наше недоверие несколько ослабевает, мы начинаем осознавать, что практика приносит нам пользу, а время, которое мы на неё тратим, вовсе не отнимается у нас, как мы прежде думали. Мы замечаем, что постепенно меняемся; становимся чуть более свободными, чуть менее требовательными в плане ощущений. Так происходит за счёт того, что практика корректирует нас на физиологическом уровне, формирует в сознании новые установки, благотворно влияет на речь. Просто задумайтесь на минуту, чем вы обычно занимаетесь, когда не занимаетесь практикой. Как вы распоряжаетесь своим телом, речью, умом; как вообще вы распоряжаетесь своей энергией? Обозрев свои действия, мы можем обнаружить, что огромное количество сил тратится нами впустую. Куча дел, которые мы выполняем, не приносит нам никакого устойчивого удовлетворения. Поэтому ученик, введённый в мандалу, чувствует благодарность не только за дарованное ему посвящение, но и за возможность ежедневно практиковать. Каждый день, делая практику, он становится немного счастливее; поэтому когда он на следующий день снова приступает к практике, то делает это с радостью.

По мере того, как наша практика развивается, мы начинаем иначе относиться к жизни и её проблемам. И вот нас уже не так легко огорчить или ранить, вот мы уже не боимся «суровой реальности». Мы становимся всё менее и менее хрупкими; препятствия и неурядицы превращаются у нас в достижения.
Вопрос тут, на самом деле, в нашем мировосприятии и в том, что нам делать с его неудовлетворительностью. Садхана даёт метод, который позволяет нам превзойти любые наши трудности и неудачи, выстроив на них достижения. После того, как мы овладеем им, уже никакие препятствия не заставят нас пасть духом – они будут вызывать в нас только ещё больший энтузиазм. А так и должно быть! Ведь Ваджраяна – это раздел Махаяны, а Махаяна известна как «путь для героев». Может быть, иногда нам придётся очень аккуратно проверять себя, но со временем мы станем смелее.

Смысл в том, что даже просветлённые проявления – это не то, за что нужно цепляться. Они текучи, словно вода; так что мы можем воссоздать их в любой момент. Не так уж сложно проявить в уме просветлённые качества – ведь уму от природы свойственно быть просветлённым. А поскольку личность у нас многогранна, то выполняя разные садханы, мы можем проявлять разные божественные формы. Природа реальности такова, что мы не находимся постоянно в одном и том же состоянии; иногда мы счастливы, а иногда наоборот, подавлены. Однако теперь мы не увязаем в своих настроениях. Мы начинаем осознавать, что если чем-то мы себя утомляем, вовсе не обязательно и дальше тащить это за собой.

Вот мы получили свою садхану; дальше весь вопрос состоит в том, что мы с ней делаем. Выстраивание отношений с учителем, в действительности, – это всего лишь предварительный этап пути. И когда дело доходит до реальной практики, то наличие приверженности Гуру оказывается просто минимально необходимым требованием. Если же мы не практикуем, то приверженность с лёгкостью вырождается в очередную привязанность. Хотя бы мы даже вступили в отношения, основанные на вере и преданности, но если мы при этом не начинаем следовать духовному учению, то эти отношения остаются обычной связью между людьми; они не становятся чем-то большим. Но человеческие отношения ненадёжны, а человеческие действия – тщетны. Нам ли этого не знать? С другой стороны, если ученик практикует полученную им садхану, то чем больше он в этом усердствует, тем больше впоследствии сможет сделать для своей линии.

Лама Чодак Ютог

Иллюстрация: Мандала Дордже Джигджед Паво чигпа.
Subscribe

  • О золоте Дхармы

    Правильное обретение Дхармы на стадии пчелы состоит не в том, чтобы собрать большое количество информации, а в том, чтобы полно оценить каждое…

  • О получении права на чтение (лунг) и энергии благословения (чжинлаб)

    Ваджранатха (Джон Рейнольдс) пишет: "В традиционной тибетской системе религиозного обучения невозможно представить себе ситуацию, при которой…

  • Преданность не упайя

    Воспринимать преданность как уловку* - значит потерять смысл преданности)). Некоторые просто живут, напрямки. Не нужно пытаться быть хитрее гуру,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments