Небольшой экскурс: царство Шанг-Шунг существовало по времени, в основном, до возникновения Тибетского царства. Учение, которое там практиковали - Юндрунг Бон (Вечный Бон).
Что касается языка, то в "Легшед Ринпоче'й дзод" утверждается:
Вначале чистый божественный язык преобразовали в письмо Пунг страны Тазиг (принято соотносить её с Персией - прим. Нандзед Дордже). Этот язык, в свою очередь, был преобразован в письмо древнего Шанг-Шунга. Последний же был преобразован в sMar sbrag (мардраг)...
Согласно этим сведениям, волшебное письмо, которое создал принёсший все учения Бон Шенраб Мивоче, можно отождествить с тем самым письмом Пунг (sPungs). Это представление разделяли и бонпо поздних времён, говорившие, что родиной Шенраба Миво была долина Олмо Лунринг в стране Тазиг (sTag-gzig). Каллиграфический стиль письма Пунг соответствует тому, что ныне стало разновидностью хинди, записанной арабским шрифтом. Эту письменность, которая называется урду, используют мусульмане Аравийского полуострова, Ирана, Кашмира, Пакистана и т. д. Об этом писал в своих исследованиях Намкай Норбу Ринпоче. Ссылка на его книгу "Свет Кайласа": https://disk.yandex.ru/i/ejhEIPxP8eRFVQ На обложке книги изображена печать последнего шанг-шунгского царя Лигмигья. Говорят, что она принадлежала и более древним царям.
Далее здесь идёт сокращенный перевод с английского Дж.В.Белецца о могущественном божестве царства Шанг-Шунг - Гекхо, происхождение которого связано с горой Кайлас и озером Манасаровар.
"В тибетской литературе упоминается о том, что Шанг-Шунг был страной, где процветал культ поклонения различным богам и богиням. Они обитали в небесах, под землей и во всех местах, где жили люди и животные. Так как боги так или иначе вторгались в жизнь общества, вызывая добро или зло, то люди вынуждены были получать их благосклонность различными способами. Никто не мог избежать уготовленной богами судьбы. Лучшее, на что можно было надеяться, так это подружиться с богами, чтобы заручиться их поддержкой и защитой.
Согласно бонским источникам, среди всех богов Шанг-Шунга самым могущественным был бог Гекхо, который был наделен способностями воздействия на атмосферу и силой небесных светил. Говорят, что на языке Шанг-Шунга Гекхо означает «Покоритель Демонов». Его принадлежность Шанг-Шунгу подтверждается авторитетным источником по истории буддизма Тибета — Гьябо Кьи Чочунг. Бонский Гекхо в своей исходной форме рисуется как зооморфический бог-гора, властитель стихий и небес. С распространением буддийского влияния этот небесный бог трансформировался в многорукий образ мудрости и сострадания.
Генезис Гекхо в форме бога-горы описывается в ритуальном бонском тексте, написанном неизвестным автором. Эта теогония относится к типу, который, возможно, изначально существовал в Шанг-Шунге в виде устной традиции, поэтому, его авторство неизвестно. Что касается его доисторического образа, в котором нет даже намека на буддийскую доктрину, то Гекхо является самым ранним божеством, соотносимым с ритуальным производством магических орудий. Безымянный текст утверждает, что первые священники Шанг-Шунга в качестве жертвы подносили Гекхо яков, овец и золото как компенсацию за его участие в ритуалах, совершаемых для уничтожения демонов. Первоисточники эти имеют лирический характер, и, по-видимому, происходят из бардовской традиции древнего Тибета.
Вначале существование — да, ты появился в зачаточной и целомудренной вселенной. Сошествие — да, ты снизошел из излучения и света. Проявление — да, ты проявился на заснеженной горе и озере. Появление — да, ты появился из драгоценного яйца. Эманация — да, ты претворился в дикого яка. Сошествие на землю — да, ты сошел в стране Шанг-Шунг.
Знаменитый путеводитель по паломническим маршрутам XIX века Тисей Карчак содержит теогонию Гекхо, которая более подробно описывает его космическое сошествие. Основные элементы этого мифа, кажется, относятся к очень древним эпохам. Он описывает проявление бога в виде первобытного дикого яка в Дрира Пхук — священном месте на северной стороне горы Тисе (Кайлас). Согласно традиции бон, доказательством этого сошествия бога является отпечатки копыт и рогов, отметки которых имеются на камнях Дрира Пхук. Тисей Карчак излагает божественное откровение в космических категориях о первобытном бытии световых яиц — космогонических концепций, которые восходят к древнему культурному миру Тибета. Упоминание в тексте о «Шанг-Шунг Бон» следует рассматривать как указание на архаичные религиозные традиции Верхнего Тибета:
Говорится, что вначале сущее пребывало в космосе конечной реальности первичной пустоты. Во втором изводе произошло сошествие через богов яркого света. В третьем была проявлена эманация через свет горы Тисе и озера Мапанг. В четвертом изводе из украшенного драгоценными камнями яйца появился источник. В пятом самопроизвольно открылась брешь. Далее проявление выразилось в виде Гекхо. Потом магическим образом появилась трансформация в виде гневного яка бытия и произошло схождение на землю в стране Шанг-Шунг Бон. В девятой инстанции произошло появление воинов-богов (дра-лха - прим.) кристального Шанг-Шунг Бона.
В то время земля по-разному содрогалась шесть раз, и горы также дрожали шесть раз по-разному. Бушевал бурлящий океан. В небесах был яркий свет, а в пространстве раздавались мелодичные звуки. На земле расцвели красивые цветы и произошло множество других чудесных вещей. В то время на вершину горы (Тисе) свалились горные породы. На рогах гневного яка были сверкающие молнии, и кончиками своих рогов он поднял эти скалы и разбросал их направо и налево.
Если в древней традиции бог Гекхо спустился с небес на гору Тисе, то в дальнейшей тантрической интерпретации этот бог происходил из природы самой реальности. Тантризм данного типа — исключительно многокомпонентная религиозная традиция, присутствующая как в буддизме, так и в индуизме — полностью развился в Индии в пятом и шестом веках нашей эры. Чтобы определить место богу стихий Шанг-Шунга в формальной тантрической генеалогии, бон соединил форму своего божественного яка с более современной иконографией и доктринами ламаизма. Подразумевается, что в религии бон эти различающиеся исторические лики Гекхо олицетворяют скорее различные аспекты нераздельной божественной сущности, а не слияние несовместимых религиозных традиций. Тем не менее, создание образа единого божества из различных источников лучше всего видится как смешение коренных и буддийских родов тибетского региона, синкретизм, на котором был построен бон.
Бон идентифицирует Гекхо как своего главного покровителя и защитника царской линии наследования Шанг-Шунга. В XV веке н.э. бонский лама Нгари Сонам Гьялцен составил исторический очерк о религиозных мастерах, ассоциируемых с Гекхо. Эта линия преемственности практиков начинается с царя Тридема, который, говорят, являлся эманацией трех главных богов круга Гекхо: Валчен Гекхо, Ати Мувер и Кучи Мангке. Начиная с царя Тридема, линия преемственности Гекхо прошла через семь человек, а в XIII веке н.э. перешла к великому Дренпа Намкха. Исходя из этого расчета, традиция Гекхо, начавшаяся с царя Тридема, не могла появиться намного раньше V или VI века нашей эры. Несмотря на это вычисление, ученые школы бон утверждают, что Гекхо значительно старше, если он действительно был главным покровительствующим божеством Шанг-Шунга. Прерываемую линию преемственности, сохранившуюся в тексте Нгари Сонама Гьялцена, можно приписать весьма отрывочному характеру религиозной истории Шанг-Шунга, которая 600 лет назад уже была доведена лишь до простого перечисления имен и биографических фактов.
Текст Нгари Сонам Гьялцена касается чудесного сохранения древних религиозных практик бон во время преследования, инициированного тибетским царем Трисонгом Деуценом примерно в 780 году нашей эры. Считается, что в то время святой Дренпа Намкха и несколько его единомышленников спрятали тексты, посвященные практикам Гекхо и других божеств, практикам Дзогчен и преданиям. Согласно автору, спустя 200-300 лет после того, как Дренпа Намкха спрятал текстовые сокровища Гекхо, в конце VIII века нашей эры они были найдены двумя знаменитыми бонскими тертонами. Говорят, что эти тексты обнаружили на горе царей Центрального Тибета (хранилище их Ла), Ярлха Шампо, в XI и XII веках нашей эры. Также считается, что тексты Гекхо были найдены в Гьялсанге (более известен как Сангланг), в исключительно белом пласте известняка, расположенном рядом со старой границей между Шанг-Шунгом и Центральным Тибетом. Со времени их подразумеваемого обнаружения (800-1000 лет назад) до настоящего времени эти письмена стали неотъемлемой частью литературного наследия бон.
Нгари Сонам Гьялцен подробно и простым языком рассказывает о превратностях традиции Гекхо:
Ее практиковал Тридем Шанг-Шунг, обладатель рогов железной птицы Гаруды, проявления Защитников царства. Царь даровал эту доктрину Гекхо Три Осел. Тот передал ее Сангва Тингрум Шанг-Шунг. Он передал ее Сене Гау. Он передал ее Гьюнгме Кхопунгу. Он передал ее Хрипе Гьерме. Он передал ее Тсомену Гьерчену. Он передал ее Тхимару Пунггьюнгу. Он передал ее Кхопунгу Дренпа Намкха.
Дренпа Намкха
В то время из-за слабой кармы разумных существ и вражды с буддийскими монахами Центрального Тибета доктрина «вечного» Бона пришла в упадок. Тонгчен Мутша Гьерме, Блончен Расанг Кхорам, Кхьеу Дренма Намкха и Лачен Кхенен Йоча спрятали эти и другие бонские тексты как сокровища в Ярлха Шампо и Гьялсанге. Впоследствии за счет хорошей кармы разумных существ и действия совершённых ранее молитв великие перевоплощения Матон Шелсенг и Чилтон Кхьюнг Готсаль заново открыли бонские доктрины в верхних и нижних землях.
Тщательная процедура, связанная с сокрытием священных текстов во время раннего преследования религии бон подробно описывается в знаменитом тексте о паломничестве Тисей Карчак. Эта первая атака на религию предположительно была развязана восьмым тибетским царем Тригумом Тсенпо — легендарной личностью, жившей примерно в 200 году нашей эры. Говорят, что Тригум Тсенпо поплатился за свои нападки на бон — он был убит одним из своих ближайших министров. В Тисей Карчак говорится, что в то время тексты Гекхо защищал Царь Сущего Шанг-Шунга Тривер Лардже и священник-шен по имени Хритса Мувер. Священные тексты Гекхо и тексты, касающиеся тесно связанного с ним бога Шанг-Шунг Мери, были смешаны с выполняющими желания драгоценными камнями и ароматическими травами и только после этого завернуты в шелковую ткань пяти цветов. Затем их положили в восьмиугольную коробку, сделанную из сапфира и других драгоценностей — изделие ручной работы старинного мастера. В тексте написано, что упакованные писания были спрятаны у южного основания горы Тисе, в секретном горном образовании с рельефной свастикой.
Согласно различным историческим источникам Бон, во время правления следующего тибетского царя Пуде Гунгьяла, учение Бон опять приобрело высокий статус. Таким образом, можно было раскрыть тексты, спрятанные во времена его отца Тригума Тсенпо. Бонская литература изобилует историями о религиозных священных писаниях, существовавших задолго до исторической эпохи.
Одно из наиболее богатых описаний Гекхо и его божественной свиты было составлено знаменитым священнослужителем бон Ньямме Шерабом Гьялценом (1356–1415 н.э.), скомпилированное из предшествующих текстовых источников. В своей работе Ньямме Шераб Гьялцен разработал тантрическую мандалу для Гекхо и его свиты. Она была типовым тантрическим вариантом в виде двух пересекающихся равносторонних треугольников внутри круга, окруженного еще одним внешним кругом из восьми лепестков лотоса.
Ньямме Шераб Гьялцен
Центральное место в шестиконечной звезде занимают Гекхо и его супруга Драблай Гьялмо, слившиеся в экстатическом объятии, который является одним из отличительных признаков высшей тантры. Однако, как представляется, графические сексуальные изображения не являлись частью иконографических традиций доисторического Шанг-Шунга. В тибетской литературе, союз с которой кажется более характерным для Шанг-Шунга, божества описываются в творческих терминах и без использования психосексуального словаря Индии. Кажется, что кроме картины совокупления диких яков, в древнем наскальном искусстве Верхнего Тибета отсутствуют другие явные сексуальные сцены. Исходя из имеющихся свидетельств, можно заключить, что для древних священных традиций региона была характерна степенная сдержанность относительно самого акта.
Изображение Гекхо в мандале Ньямме Шераба Гьялцена представляет собой смешение древних исконных традиций и более поздних ламаистских принципов. Гекхо изображается в виде тантрического бога с восемью руками и девятью головами. В отличие от этого, исконные божества, как это представлено в наскальном искусстве и в текстах, сохранивших древние культурные элементы, похожи на людей — с одной головой, двумя руками и двумя ногами. Или же они изображаются в образе животных. Таким образом, в текстах, сохранивших более древнюю мифологию, Гекхо представлен в традиционном анатомическом образе в виде непобедимого воина дра-лха. Несмотря на то, что Гекхо изображается Ньямме Шерабом Гьялценом под видом яростного тантрического божества, его мандала сосредоточена на неистовых метеорологических событиях. Это кажется анахроничным переносом из времен Шанг-Шунга, когда Гекхо и его свита были олицетворением небесной тверди.
В тексте Ньямме Шераб Гьялцена мощные грозы — это результат молний и града, выходящих из головы Гекхо. Рык дракона, выходящий из его ушей — это звук грома. Эти типы персонификации могут помочь объяснить расположение доисторических крепостей и зданий в высокогорных местах. Вероятно, это были такие высокие места, снискавшие наибольшую благосклонность со стороны связанных с небесами богов. Как бы там ни было, но на большой высоте люди могли чувствовать себя ближе к небесам.
Украшенная рогами голова Гаруды (Кюнг - тиб.) венчает головы Гекхо, и он играет тюрбаном из змей. Этот небесный орел и змеиные черты символизируют его господство над всей двойственной вселенной. Другие важные горные боги Верхнего Тибета, например, Ньянчен Танглха, также проявляются в форме орлов и змей. Их двоичные личности подтверждаются старыми тибетскими метафорами «небесный столп» и «земляной кол». Эти великие горные боги поднимаются из глубин земли и спускаются вниз с небесных вершин, проникая во все сферы существования. Гекхо держит в своих восьми руках поражающее демонов оружие, некоторыми видами которого также пользуются буддийские тантрические божества. Другие типы, например, стрела молнии, боевой топор, рог голубого барана и яростно бурлящая вода, кажется, происходят из Шангшунга.
Гекхо облачен в слоновью шкуру, классический буддийский тантрический костюм, символизирующий непобедимую мощь охраняющих богов над неведением. Его нижняя часть тела опоясана юбкой из тигровой шкуры — еще одним типовым буддийским тантрическим элементом, и окаймлена шкурой дымчатого леопарда, являющейся напоминанием об одеждах, которые носили древние бонпо и их жрецы шен. В соответствии со своими качествами небесного бога пояс Гекхо представляет зигзагообразную красную молнию, он также носит нарукавные повязки с орнаментом в индийском стиле. Таким образом, Ньямме Шераб Гьялцен искусно соединил исконные и индийские религиозные традиции, чтобы превратить астрономического Гекхо в великого Защитника. В своей работе он пишет относительно впечатляющего внешнего вида этого великого укротителя демонов:
О! Из темного синего центра проявленной мандалы, из середины сверкающего пространства, из храма неизменной вечной свастики поднимается сияющая фигура Гневного Укротителя Демонов — темно-синего, свирепого, внушающего ужас, сияющего, с девятью величественными и страшными головами, покоряющего черных демонов. Своими короткими сильными конечностями ты выбиваешь дух из злодеев-людоедов. Твои правые головы белые. Твои левые головы красные. Твои средние головы темно-синие и со свирепым выражением лица.
Твой рот широко открыт, твои клыки обнажены, и твои три глаза пристально смотрят вверх. Твоя красно-желтая борода похожа на рассыпающиеся искры. Три зловещих борозды твоего носа изогнуты вверх. От твоих бровей расходятся тысячи зигзагообразных сверкающих искр, гром и град. Удары молнии и град их твоего открытого рта падают вниз подобно кровавому дождю. Из твоих зубов исходят молнии, которые убивают врагов и устроителей препятствий. Из твоего носа вырываются черные ураганы. Молнии с твоего языка охватывают весь мир. Из твоих ушей изливается великий звук дракона.
Твои восемь дополнительных голов имеют гневный вид, как у поедающего людей дьявола. Твоя корона — голова великого сверкающего и увенчанного рогами орла. Твоя грива — облака, которые покрывают все неисчислимые миры. Из твоих волос разлетаются золотые искры. Голос увенчанного рогами орла — дрожащий тон, будоражащий глубины океана. Твой тюрбан состоит из пяти видов великих змей, и у тебя есть четки из черепов водяных чудовищ и гигантских моллюсков. Своим ртом великого сверкающего, увенчанного рогами орла ты поглощаешь пять видов водяных духов. Твои восемь ликов покоряют восемь диких орденов духов. Твои голубовато-зеленые драконьи серьги вьются спиралью. У тебя ожерелье из огней и молний, которые извергают расплавленный металл и град, превращающие демонов в пепел.
Твой торс имеет расправленные крылья увенчанного рогами орла. У основания твоих крыльев — сверкающее пламя, которое быстро испепеляет демонов мужского пола. Когда ты взмахиваешь своими крыльями трижды, то на кончиках твоих крыльев образуется вихрь молний, которые моментально испепеляют гору черных демонов. Твои волосы на теле — буйные пламени огня и дождь оружия. Они отделяют изменников и клятвопреступников от их духов-покровитель. Ты назначаешь великих царей четырех границ. Первая пара твоих восьми рук, справа и слева, кормит демонов-отцов и демонов-матерей. Они сокрушают гору черного демона до основания. Инструменты в восьми руках: меч, боевой топор, колесо, стрела молнии, огонь, восточная кривая сабля, молот и вращающееся колесо наверху. Они режут, крошат, непрерывно атакуют, колют, сжигают, разрубают на мелкие куски, бьют дубиной и выбивают дух из демонов и врагов религии. Инструменты в восьми левых руках: лук и стрела, лассо, боевой молот, железная цепь, железный крюк, копье, рог голубого барана и образующая извергаемую волну стремительно текущая кипящая вода. Они стреляют, давят, бьют, связывают, вырывают сердце, вонзают, затопляют и стирают в порошок враждебных и злодейских врагов-клятвопреступников.
Твой торс обернут слоновьей шкурой, края которой оторочены кожей демона мужского пола. От тебя исходят сотни тысяч яростных взрывов пламени. Ты мгновенно сжигаешь враждебных демонов и пожирающих людей дьяволов. На нижней части твоего тела — великолепная тигровая юбка из дикого дымчатого леопарда с обрамлением из шкуры леопарда. Ты носишь пояс из зигзагообразной красной молнии. Твои волосы на теле естественным образом выбрасывают дождь орудий. Восемь орденов духов — твои змеи. По твоему телу рассыпаются искры большого пожара. У тебя ожерелье из великой синей змеи. У тебя ручные и ножные браслеты из змей. Твоя нарукавная повязка украшена великим пылающим орлом, увенчанным рогами. Твои четыре ноги прижимают черных демонов преисподней. Ты восседаешь на троне из льва и водяного чудовища. Твоя голова украшена пятью видами великих увенчанных рогами орлов. Твое великолепие подавляет черных демонов преисподней.
При исследовании истории Шанг-Шунга было установлено, что культурные связи с горами, степями и пустынями на севере и западе никогда сильно не отдаляются друг от друга. Они служат признаком времени, когда самые высокие районы Тибетского нагорья были вовлечены в жизненный цикл людей, идей и обычаев, вращающихся вокруг сердцевины азиатского континента. Гекхо и его свита представляют собой как раз тот самый наглядный пример.
Пристрастие Гекхо к небесной сфере тесно сближает его с древними религиозными традициями, распространенными в степях Внутренней Азии. Древние монгольские божества и бог Гекхо — все они тесно связаны с солнцем, луной, звездами, планетами и небесными драконами. Великий бог древних монголов и турков, известный под именем Великий Тенгри, также был олицетворением небес. Во многих отношениях функции Тенгри зеркально воспроизводит функции, свойственные божествам круга Гекхо. Древние боги степей и Шанг-Шунга были основаны на мифах, в которых преобладали концепции неба-отца и матери-земли. Считается, что эта божественная диада, выступающая в качестве прародителя вселенной, управляет ходом природной и человеческой жизни.
Религии северной части Внутренней Азии и Тибетского нагорья делили вселенную на две сферы (небеса и земля) или на три сферы (небеса, земля и подземный мир). Хунну в Монголии подразделяли свои небеса на девять сфер, как это делали и древние тибетцы. Исследователь религии бон эксперт Пьер Квэрне отмечает, что царский эпитет древних турков «подобный небу» также использовался в биографических текстах о Тонпа Шенрабе.
Просветлённый Тонпа Шенраб Мивоче
Тибетские выражения «голубое небо» и «небеса знают», зафиксированные в Древней тибетской летописи, также использовались и в декларативной речи древних монголов и турков. Параллели между культом Гекхо и богами степей удачно совпадают с другими изучаемыми нами текстовыми и археологическими находками, что демонстрирует многообразные культурные связи между Шанг-Шунгом и северной частью Внутренней Азии.
В дополнение к культурному сходству с культами в других частях Внутренней Азии Гекхо во многом похож на богов Ригведы — памятника индийской литературы, который изначально был сочинен как устное предание примерно в 1200 годах до нашей эры. Ригведа была объектом интенсивных исследований признанными специалистами по индуизму Р.Т.Ч Гриффитом и Артуром Беррьендал Кейтом. Гекхо напрямую сравнивали с небесными богами индо-европейского происхождения: Индрой, Варуной и Митрой. В Ригведе Варуна и Митра — солнечные божества, которые управляют движением луны и светом звезд. Они также являются богами дождя и повелителями времен года, иногда они ассоциируются с океаном. Эти же самые функции и мотивы обнаруживаются среди круга богов Гекхо.
Индра имеет особенно много общих черт с Гекхо. Вероятно, не является совпадением тот факт, что в индийской литературе Тибет описывается как небесная обитель Индры. Подобно Гекхо, Индра — отец небес и умелый манипулятор божественной ваджрой, бог, который управляет атмосферой и сражается с демонами засухи и мрака. Индра описывается как убивающий своего отца, в то время как Гекхо совершил матереубийство. Индра был богом войны, убийцей демонов-змей и вестником дождя — такими же качествами обладал и Гекхо. Примечательное иконографическое сходство заключается в том, что оба, и Индра, и тибетские боги имеют красноватую бороду и волосы. Кроме того, Индра и Гекхо принимают форму орла. Ригведа говорит о годе продолжительностью 360 дней и разделение вселенной на «небо» и «землю» — эти же космологические концепции также содержатся в литературе о Гекхо.
Несмотря на многие функциональные параллели, исторические связи между Индрой и Гекхо, по большей части, остаются загадкой, как и общая картина культурных заимствований между древней Индией и Шанг-Шунгом. Может быть, что Гекхо частично был продуктом индо-иранской мифологии, которая широко распространилась в Евразии во втором тысячелетии до нашей эры. Также существуют коренные различия между Гекхо и богами Ригведы, свидетельствующие о противоречащих друг другу культурных концепциях. В традиции Гекхо преобладает анатомические образы атмосферных и небесных феноменов. Этот тип мимикрии редко встречается в Ригведе. Внешний вид богов в форме божественных животных также шире распространен в иконографии Гекхо, нежели это представлено в Ригведе. Традиция наделения богов зооморфическими формами также хорошо представлена наскальным искусством Верхнего Тибета.
В священных бонских книгах написано, что существует 360 различных классов божеств Шанг-Шунга, все из которых подчиняются Гекхо. До нас дошли лишь несколько имен и описаний из этого традиционного числа богов. Спорным остается вопрос относительно того, сколько божеств действительно было и в какой форме они существовали. Однозначно можно сказать только то, что их имена и аспекты иконографии по своему характеру относятся не к буддийским, а к исконным местным вероисповеданиям".