nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

Боевое мастерство. Интервью Ярека Шиманьского с Ма Чуаньсюем

128630269-3563944920318195-1231322946768269192-n

Господин Ма Чуаньсюй является живой легендой среди нынешних занимающихся багуачжан в Пекине. В отличие от многих других учителей он заслужил свою славу не за счет побед в соревнованиях по комплексам или появления на страницах посвященных боевым искусствам журналов, а за счет своего боевого мастерства, проверенного в многочисленных схватках не на жизнь а на смерть с бандитами во время службы в Управлении общественной безопасности. Лишь недавно один из его коллег по УОБ описал некоторые подвиги Ма в одном из китайских журналов по боевым искусствам: Ма Чуаньсюй победил в схватке нескольких контрабандистов произведений искусства, поймал несколько наркодилеров, "очистил" железнодорожную станцию в Чжэнчжоу от воров и бандитов (он в одиночку переловил 110 из них в течении месяца) - и все это не используя никакого оружия. Вероятно, он единственный, кто занимается ВНУТРЕННИМ стилем и при этом работал главным тренером по боевым искусствам в Пекинском городском управлении общественной безопасности. Многие его ученики ныне работают в КНР телохранителями правительственных чиновников высшего ранга. Я слышал о нем с момента моего прибытия в Китай в 1990 - "Большебородый" Ма (Ма Дахуцзы) считался истинным наследником багуачжан Ли Цзымина и Го Гуминя - но никогда не имел шанса повстречать его лично. Случай представился в ноябре 2000 - я позвонил ему, и он пригласил меня к себе домой и согласился дать интервью. Я обнаружил, что многие из его объяснений являются очень четкими и проливают свет на многие вещи - такие как нэйгун, отличительные черты нэйцзя, развитие ци - которые часто обсуждаются занимающимися боевыми искусствами, но редко понимаются. Приводимое ниже интервью является полной расшифровкой разговора, записанного на аудиоленту.

Ярек Шиманьский: Г-н Ма, вы хорошо известны среди занимающихся боевыми искусствами в Пекине, но вас невозможно увидеть на соревнованиях по багуачжан или хотя бы встретить там...

Ма Чуаньсюй: Я работал на Управление общественной безопасности с 1978 и обучал специальные части. Моей официальной должностью был пост тренера по боевым искусствам в Пекинском городском управлении общественной безопасности. Поэтому я не мог ни принимать участие во многих общественных мероприятиях, включая Встречи по Багуачжан, ни контактировать с иностранцами.

Ярек Шиманьский: То есть, будучи иностранцем, я не мог бы встретиться с вами раньше?

Ма Чуаньсюй: Да, до моей отставки это было невозможно. Теперь проблем нет - я вышел в отставку в 1993.

Ярек Шиманьский: Вы знамениты своим боевым мастерством. Это очень необычно для наших дней - чтобы занимающийся внутренним стилем действительно умел драться. Когда вы начали заниматься боевыми искусствами?

Ма Чуаньсюй: Я начал изучать боевые искусства когда мне было 9 лет. Моя семья занималась шаолиньским ушу в течении многих поколений, и это был первый изученный мною стиль. В моей деревне были популярны два стиля - шаолинь и дахунцюань, но большинство занимались именно шаолинем. Я не могу сказать, какое именно направление это было, так как в то время никто не обращал внимание на названия. Наша деревня была очень большой, и там был буддийский храм. Мой дедушка учился у монаха, который жил в этом храме. Я учился у отца, и он обучал меня не комплексам, а базе шаолиньского ушу - в основном растяжке и ударам ногами. Он был очень строгим учителем и часто бил меня палкой, если я не занимался усердно. Мне приходилось выполнять фронтальный мах прямой ногой так, чтобы носок касался носа или подбородка. Когда мне было уже за 30, я все еще мог очень быстро пройти под деревянной скамейкой используя пубу. Скамейка была столь низкой, что моя грудь при движении касалась земли... Нам приходилось выполнять разные упражнения, такие как бег по стене (паоцян)...

Ярек Шиманьский: Как вы это делали?

Ма Чуаньсюй: Вначале вы приставляете деревянную доску к стене под небольшим углом (между доской и землей). Затем вы просто бегаете по доске к стене и обратно. Тело должно сохранять вертикальность относительно земли. Позднее угол между доской и стеной возрастает, и в конце-концов доска убирается и вы бегаете прямо по стене. В результате носки могут коснуться голеней.

Ярек Шиманьский: Вы достигли определенного уровня в шаолиньском ушу. Почему вы не продолжили свои занятия, а вместо этого решили изучать багуачжан?

Ма Чуаньсюй: Потому, что мой отец (который учил меня шаолиньскому ушу) сказал мне, что багуачжан - чрезвычайно эффективное боевое искусство, очень требовательное к ногам, но не так, как у шаолиньской базы. Он сказал, что то, что можно достигнуть практикой шаолиньского ушу, может быть также достигнуто практикой багуачжан, однако существуют навыки, которые можно получить только за счет багуачжан и нельзя получить за счет шаолиньского ушу. Мой отец также сказал, что багуачжан - это боевое искусство более высокого уровня, чем шаолиньское ушу, и что оно имеет наивысший уровень среди всех прочих боевых искусств. Синъи прорабатывает усилие ломания, тайцзи - усилие прилипания, а багуа - усилие ловкости (синъи вэй цуй, тайцзи вэй нянь, багуа вэй цяо). Лучшие методы и техники всех стилей синтезированы в багуачжан.

Ярек Шиманьский: Что означает, что багуа использует "усилие ловкости"?

Ма Чуаньсюй: "Усилие ловкости" в багуа выражается его техникой и стратегией. Это как движение куда-либо - можно идти более длинным путем или более коротким. Во внешних стилях вы идете более длинным путем, в то время как практика багуа - это более кратчайший путь к боевой эффективности поддержанной внутренним мастерством.

Ярек Шиманьский: Почему вы решили стать учеником Ли Цзымина?

Ма Чуаньсюй: Случайное стечение обстоятельств. Когда я узнал, что коллега на заводе, где я работал, был учеником Ли Цзымина и изучал багуа, я попросил меня привести меня в парк, где тот занимался. Так как у меня уже был некоторый опыт, и гибкость моих ног и поясницы была очень хорошей, то я понравился господину Ли, и когда я попросился к нему в ученики он немедленно согласился.

Ярек Шиманьский: Когда вы начали заниматься у Ли Цзымина?

Ма Чуаньсюй: В 1961.

Ярек Шиманьский: Когда вы стали учеником Ли Цзымина ("учеником внутренних покоев")?

Ма Чуаньсюй: В 1976. Это потому, что Ли Цзымин не брал учеников пока был жив Го Гуминь (1887-1968; он был шисюном ("старшим братом по школе") Ли Цзымина), а потом была Культурная Революция (1966-1976). На самом деле, мы были с г-ном Ли скорее друзьями. Дети Ли Цзымина звали меня "дядя". Я также изучил много техник и практических методов у Го Гуминя.

Ярек Шиманьский: Это правда, что Ли Цзымин многому научился у Го Гуминя?

Ма Чуаньсюй: Да, это правда. Они были братьями по кунфу (учениками одного и того же мастера - Лян Чжэньпу), но Го Гуминь был профессиональным преподавателем боевых искусств. Ли Цзымин был моложе, чем Го, и был очень занят управляя собственным бизнесом: он был собственником крупнейшей (до 1949) фабрики по производству соевого соуса в Пекине. Также г-н Ли был вовлечен в деятельность подполья, и укрывал многих функционеров коммунистической партии, включая Вань Ли и Лю Жэня, которые стали вицу-мэрами Пекина после 1949. После Освобождения в 1949 Ли Цзымин занимал важные посты - был директором пищевой фабрики и пивоварни - и до Культурной революции продвинулся до поста контролера в 1-м Управлении легкой промышленности в Пекине.

Ярек Шиманьский: Что случилось во время Культурной революции?

Ма Чуаньсюй: Естественно, он попал под удар, был изгнан со всех постов и репрессирован.

Ярек Шиманьский: Занимались ли вы в годы Культурной революции?

Ма Чуаньсюй: Только я продолжал в это время изучать у Ли Цзымина багуачжан. Нас было 5 или 6 человек, изучавших багуачжан у Ли Цзымина в начале 1960-х,но все они ушли позднее, и я был единственным, кто продолжил изучение багуа.

Ярек Шиманьский: Так вы стали учеником Ли Цзымина в 1976?

Ма Чуаньсюй: Да, в 1976, когда Культурная революция завершилась. В то время было примерно восемь человек, которых Ли Цзымин принял как "учеников внутренних покоев", в их числе Чжао Даюань, Ван Тун, Сунь Хунъянь, Ма Лин, Ван Шитун и Ди Гоюн. Так как к тому времени Ли Цзымин был уже довольно стар, и тренировался не очень много, будучи более заинтересованным в традиционной китайской живописи и каллиграфии, то многие из них учились у меня.

Ярек Шиманьский: Многие утверждают, что вы очень консервативно подходите к обучению, и очень часто отказываетесь передавать ученикам некоторые методы багуа...

Ма Чуаньсюй: Я делаю ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ упор на базу багуачжан. Это очень важно, и если ученик не практикует ее правильно, в соответствии с моими требованиями, то это словно выбрасывание прочь всего того, чему я обучаю. Я не консервативен, просто многие ученики не занимаются усердно, и никогда не достигают удовлетворительного уровня базовых навыков. Изучение техник и комплексов бессмысленно, если база плоха.

Ярек Шиманьский: Как вы прорабатываете базу?

Ма Чуаньсюй: Есть несколько методов. Наиболее базовый из них - хождение по кругу. Он делится на три т.н. "уровня" (сань пань): нижний уровень, средний уровень и верхний уровень. Также очень важна концепция инь-ян - вот почему мы часто называем багуа "инь-ян багуа". Хождение против часовой стрелки - это ян, хождение по часовой стрелке - инь. Существует множество требований, которые надо соблюдать во время хождения: опустошить грудь и выпятить спину (кун сюн ба бэй), опустить поясницу (ся та яо), закрутить бедра и удерживать колени вместе (ню куа хэ си), прочно вцепляться в землю стопами (чжуа ди лао); опустить плечи и свесить локти (чуй цзянь чэнь чжоу), "стечь" ягодицами и поднять анус (лю тун ти ган), три надавливания (голова давит, язык давит, руки давят создавая Единую энергию) и три округления (сань дин - тоу дин шэ дин шоу дин хуньюань ици - сань юань). Только при строгом соблюдении всех этих требований возникает внутреннее ци (нэй ци) и развивается нэйгун (внутреннее мастерство). Когда нэйгун развито, это подобно электричеству в руках.

Ярек Шиманьский: Что вы имеете в виду под "электричеством в руках"?

Ма Чуаньсюй: Становится важной Мысль. Мысль ведет Ци, а Ци ведет Силу (и дай ци ци дай ли). Нужно развить ци даньтянь чтобы использовать это - и только тогда мы можем называть это "нэйгун".

Ярек Шиманьский: А что такое "нэйгун"?

Ма Чуаньсюй: Нэйгун - это даньтянь. Вы должны достичь высокого мастерства в работе с Мыслью (Инянь) и развить достаточно Внутреннего Ци. Это как электричество. Даньтянь, расположенный в трех цунях ниже пупка, однажды развитый становится как мячик. Даньтянь становится местом, где собирается Внутреннее Ци всего тела, это как электрическое поле. Тогда ци - ощущаемое как поток тепла - течет от точки хуэй-инь сквозь lumbar vertebra, cervical vertebra, точку бай-хуэй (ощущение тепла здесь наиболее сильное), точку му-цюань, точку тянь-му, точку жень-тун. Самое трудное для прохождения ци место - это где встречаются меридианы жэнь-май и ду-май: нужно держать рот закрытым, а язык должен касаться верхнего нёба, дышать требуется носом (не как в "длинном кулаке", где после нескольких форм занимающийся вынужден хватать воздух ртом); затем ци течет вниз возвращаясь в даньтянь и завершает полный круг - Малый небесный круг (сяо чжоу тянь).

Ярек Шиманьский: Существуют ли специфические ощущения когда открывается Малый небесный круг?

Ма Чуаньсюй: Конечно. Как только открыт Малый небесный круг, рот заполняется слюной, и во время практики вам удобно, словно вы лежите в воде.

Ярек Шиманьский: Нужно ли использовать Мысль (и) для течения ци?

Ма Чуаньсюй: Нет, вы не должны думать о ци во время практики. Малый небесный круг открывается естественно, а не намеренно, когда ваш нэйгун достигает этого уровня. Однако, за вашими занятиями должен наблюдать опытный учитель.

Ярек Шиманьский: Достаточно ли открыть Малый небесный круг?

Ма Чуаньсюй: Нет, вы должны открыть Большой небесный круг чтобы ци могла достичь рук. Это тоже требует времени, и вам необходимо вначале думать - использовать Мысль (и) чтобы направлять ци в руки. Когда ци будет следовать вашей мысли, следующий шаг - достичь способности двигать ци без сознательного усилия. Тогда ци будет вести себя подобно ртути: как только вы ударите рукой, ци немедленно вытечет из даньтянь, пройдет сквозь запястье и достигнет руки. Рука будет чувствоваться противником как очень тяжелая. Только после этого вы можете начинать изучение техники и движений багуачжан.

Ярек Шиманьский: Означает ли это, что все движения багуа разработаны так, что нужно вначале иметь Нэйгун чтобы быть в состоянии применять их?

Ма Чуаньсюй: Именно. Без Нэйгун все техники багуа никуда не годятся, и нет смысла их практиковать. Поэтому я не желаю преподавать никаких техник ученикам, у которых нет Внутренней наработки - это просто потеря времени как для них, так и для меня.

Ярек Шиманьский: Думаю, очень немногие могут учиться в столь традиционной манере?

Ма Чуаньсюй: Да, занимающиеся часто чувствуют, что упражнения в хождении очень скучны, и бросают их через некоторое время. Однако, как только Нэйгун развит, как только Малый небесный круг открылся, практика становится очень интересной.

Ярек Шиманьский: Есть ли подобные методы в шаолиньском ушу?

Ма Чуаньсюй: Нет.

Ярек Шиманьский: Насколько мне известно, даосы уверяют, что нужно также прекратить сексуальные контакты, иначе Малый и Большой небесный круги никогда не откроются. Верно ли это также и для практики багуа нэйгун?

Ма Чуаньсюй: Да, это очень важное условие. Мой учитель говорил мне это с самого начала - если ты хочешь наработать истинное мастерство, ты должен жить как монах, давший обет безбрачия. Есть история про "Угольщика" Ма, продававшего уголь в Цайшикоу в Пекине. Когда он начал изучать багуачжан у Дун Хайчуаня, он взял одеяло и переехал жить в магазин. Он жил там три года и за это время ни разу не возвращался домой. Телу требуется одна неделя на восстановление после одного сексуального контакта, то есть на приведение тела в состояние, предшествовавшее контакту. Сто дней требуется для полного восстановления Изначального ци (то есть на восстановление до состояния, которое было вообще до каких-либо сексуальных контактов). Около трех лет требуется для открытия Малого небесного круга.

Ярек Шиманьский: А как насчет людей состоящих в браке? Боюсь что тем, у кого есть семьи, будет затруднительно развить любое внутреннее мастерство...

Ма Чуаньсюй: Это не составляет большой проблемы, если практиковать на Среднем уровне (чжун пань) - вы все равно наработаете внутреннее мастерство. Однако если вы решите практиковать Нижний уровень, вам придется остановить всякую сексуальную деятельность.

Ярек Шиманьский: А если кто-либо решит практиковать на Нижнем уровне без выполнения этого требования?

Ма Чуаньсюй: Тогда вы только повредите себе. Нижний уровень - это очень требовательная к телу практика, которую оно не сможет вынести. При практике Нижнего уровня вам нужно хорошо есть и хорошо отдыхать. Это как счет в банке. Если вы сняли оттуда 1 миллион долларов, а потом положили 1 миллион долларов - то все ОК. Если вы положили 1 миллион и 1 доллар, то у вас есть небольшое накопление - избыток энергии. Однако если вы положили только 990 тысяч, то окажетесь в долгу - ваше тело не сможет восстановиться после приложенных усилий. При этом, хотя ваши мышцы будут становиться сильнее, ваша внутренняя сила, внутренний потенциал, будет уменьшаться. Это легко распознается по голосу - слабый голос, не звучный и не чистый, иногда сопровождаемый кашлем, является симптомом низкого энергетического уровня. Метод Нижнего уровня наиболее подходит молодым, неженатым людям. В противном случае вам следует решиться на монашескую жизнь в течении трех лет...

Ярек Шиманьский: Мы говорили о Малом небесном круге. Что насчет Большого небесного круга (да чжоу тянь)?

Ма Чуаньсюй: Как только Малый круг открыт, большой откроется естественно. Есть поговорка: "Три года на Малое достижение, 10 лет на Большое достижение" (сяочэн сань нянь дачэн ши нянь). Нужно жить в безбрачии по меньшей мере шесть лет чтобы приобрести истинное мастерство. Когда это мастерство достигнуто, вы все равно должны ограничивать число сексуальных контактов. 2-3 раза в неделю может разрушить ваше мастерство полностью. Один раз в 2-3 месяца не является большой проблемой.

Ярек Шиманьский: Что вы понимаете под разрушением мастерства?

Ма Чуаньсюй: Ноги и поясница (низ спины) потеряют гибкость и силу. Есть много занимающихся боевыми искусствами, кто имел заметное мастерство в молодости, но постарев - еле ходит. Это вызвано интенсивным сексом. Один из моих учителей - Го Гуминь - никогда не был женат. Когда я начал заниматься багуа в 1961, в течении шести лет я практически соблюдал целибат. В 5 часов я возвращался домой с работы, ел, и немедленно приступал шел на тренировку. Я возвращался с практики около 1 часа ночи, после 6-7 часов практики. Каждый день, без единого дня отдыха.

Ярек Шиманьский: Но при таком образе жизни вы не могли высыпаться. У вас не было достаточного отдыха.

Ма Чуаньсюй: Правильная практика - лучше, чем сон. Вы практикуете Внутреннее мастерство, это вскармливает тело.

Ярек Шиманьский: Вам сейчас почти 70. Вы все еще практикуетесь ежедневно?

Ма Чуаньсюй: Я встаю рано утром и занимаюсь три часа ежедневно. (Жена Ма добавляет, что он занимается ежедневно независимо от погоды, даже на Китайский новый год - самый главный праздник в Китае).

Ярек Шиманьский: Тогда в 1960-х вы занимались какими-нибудь другими упражнениями помимо хождения по кругу? Какими-нибудь формами сидячей медитации или столбового стояния (чжань чжуан)?

Ма Чуаньсюй: Сидячая или стоячая медитация - это только для Нэйгун. Практика в хождении также называется "Движущийся столб" (Хо чжуан/Син чжуан) и имеет большое преимущество - она развивает одновременно как внешне, так и внутренне. Когда вы идете по кругу, вы вскармливаете Внутреннее ци каждую минуту, вы делаете его сильнее и сильнее. Вот почему хождение по кругу столь важно и в то же время столь трудно для понимания.

Ярек Шиманьский: Вы изучали также и "наработку легкости" (цин гун)?

Ма Чуаньсюй: Хождение по кругу развивает "наработку легкости". Когда вы достигаете определенного уровня, вы становитесь способны ходить не касаясь земли.

Ярек Шиманьский: Как это возможно?

Ма Чуаньсюй: Идея в том, чтобы использовать для движения даньтянь, поясницу. Сейчас я сижу здесь. Если вы захотите атаковать меня, я могу быстро двинуться вперед не используя ног, просто выпрямляя поясницу. (Г-н Ма устраивает демонстрацию - из сидячего положения он смог быстро продвинуться вперед очень далеко прежде чем коснулся земли ногами).

Ярек Шиманьский: Все это звучит и выглядит очень мистически...

Ма Чуаньсюй: Ничего мистического, просто вопрос мастерства, или усердия на тренировках.

Ярек Шиманьский: Как случилось, что о вас узнали другие?

Ма Чуаньсюй: Я учился не только у Ли Цзымина, но также у Хань Ланьюя (эксперт по усинчуй, ученик Бао Чжана), Го Гуминя (эксперт по багуачжан, ученик Лян Чжэньпу), "Тунбэй" Ли, Хань Цичана (из мэйхуачжуан). Мой учитель брал меня к этим учителям и обычно мне приходилось драться с их учениками. Так люди начинали узнавать обо мне...

Ярек Шиманьский: Я слышал, что вы победили довольно известного иностранного мастера боевых искусств?

Ма Чуаньсюй: Был один иностранец с очень неплохим синъи. Он хотел стать учеником Ли Цзымина. Там были многие ученики Ли, включая Чжао Даюаня и Ван Туна. Все они "скрещивали руки" с иностранцем и проиграли. Его синъи впечатлял - когда он его демонстрировал, в начальном движении все его суставы щелкали. Его Внешнее мастерство было очень хорошим, но Внутреннее - нет. Он не использовал свою силу правильно - сохранял ее внутри своего тела, слишком напрягал мышцы, был "неукоренен".

Ярек Шиманьский: Вы имеете в виду, что при практике багуа надо расслабляться?

Ма Чуаньсюй: В багуа мы говорим "идти как обезьяна" - легко и ловко (qiao)

Ярек Шиманьский: "ловко"?

Ма Чуаньсюй: "Съежиться, быть мягким как хлопок и ловким" (Suo xiao mian ruan qiao), то есть нужно "собрать" все тело без использования силы, расслабиться, быть подобным пружине которая может развернуться в любой момент, но только при контакте с противником, не раньше. Попытка использования силы на дистанции неэффективна.

Ярек Шиманьский: Вы говорите о так называемом "усилии в один цунь" (cun jin)?

Ма Чуаньсюй: Да, во внутренних стилях мы бьем используя усилие в один цунь. Удар с дистанции неэффективен, так как он реально не повреждает противника. Самое худшее, что может случиться, это несколько синяков, которые можно залечить за несколько дней. Когда я бью противника, я хочу, чтобы он плевал кровью... Вот почему мы уделяем столько внимания нэйгун. Когда у вас есть Нэйгун, то если вы хотите травмировать противника - вы травмируете его, если вы хотите бросить его в воздух как мячик - вы можете сделать и это.

Ярек Шиманьский: Вы когда-либо практивовали методы для развития жесткости или силы?

Ма Чуаньсюй: Нет. Эти упражнения развивают внешнюю, окоченевшую силу. Что нужно нам - так это Внутреннее ци, которое управляет всеми движениями. Это как ртуть, вы бьете - она там, вы возвращаетесь - и она возвращается. Это - гибкое, живое.

Ярек Шиманьский:Помимо техник рук, надо также прорабатывать перемещения, и уметь использовать ноги при ударах.

Ма Чуаньсюй: Достигает Ци - достигает сила (li). Это означает, что нужно практиковаться до достижения "гармонии" (he). Руки, глаза, тело и перемещения должны комбинироваться (he) воедино. Как только я наношу удар - они все достигают в одно и то же время, тело становится единым, используется "скоординированное усилие всего тела" (Zheng jin). Мы развиваем это за счет практики хождения по кругу, отдельных техник, комплексов. В тайцзицюань есть поговорка: "Он не двигается - я не двигаюсь, он чуть двинулся - я двинулся первым" (Bi bo dong wo bu dong, bi yi dong wo xian dong). Нужно достигать "гармонии" всего тела так, чтобы оно двигалось как единое целое, чтобы мочь двигаться подобным образом. Это называется истинной "гармонией".

Ярек Шиманьский: Легко понять первую часть фразы - "Он не двигается - я не двигаюсь", но не могли бы вы прокомментровать вторую часть?

Ма Чуаньсюй: "Он чуть двинулся - я двинулся первым". Это означает, что когда противник решил двинуться, то существует очень короткий момент подготовки атаки. Вам нужно уловить этот момент и ударить пока противник еще не готов. Это требует очень хорошего Нэйгун и высокого мастерства - своевременности и скорости.

Ярек Шиманьский: Некоторые говорят, что багуа не столь мягко, как тайцзицюань, его мягкость - другого качества. Что вы об этом думаете? Нужно ли быть полностью расслабленным при движении по кругу?

Ма Чуаньсюй: Нужно быть расслабленным (Song), но в то же время стремиться к "координированию мощи всего тела" (Zheng). Нужно сохранять координированную мощь всего тела" (Zheng), но в то же время расслабиться (Song). Очень трудно найти баланс между этими двумя состояниями. Нужно также избегать излишнего напряжения, когда "координируешь мощь всего тела" (Zheng). Мягкость очень важна в бою - когда противник бьет очень жестко, вы можете использовать только мягкость, чтобы превзойти его жесткость. Мы называем это "превзойти жесткость мягкостью" (yi rou ke gang) или "взломать тысячу цзиней ловким методом" (yi qiao po qian jin). Чтобы использовать эти методы - нужна мягкость.

Ярек Шиманьский: Что вы имеете в виду под мягкостью?

Ма Чуаньсюй: Тело должно все время выражать "координированное усилие всего тела" (Zheng), быть расслабленным, двигаться по спиралям.

Ярек Шиманьский: Что вы имеете в виду под "двигаться по спиралям"?

Ма Чуаньсюй: Должны быть оси по всему телу. Должны быть оси в плечах, запястьях, локтях, бедрах, коленях. Когда вы касаетесь какой-то части тела - там есть ось, когда вы касаетесь другой части тела - там тоже есть ось. Тело не должно быть неряшливым. Где бы ни было прикосновение - там есть ось, и оно движется по спирали (luoxuan). Сила должна идти по спирали и только так - тогда она сможет превзойти силу противника.

Ярек Шиманьский: Можете ли вы использовать это "спиральное усилие" (luoxuan jin) в бою?

Ма Чуаньсюй: Если противник касается какой-либо части вашего тела, эта часть должна выразить "спиральное усилие". Го Гуминь был знаменит своей "вспарывающей ладонью" (tioa zhang), также известной как "ручной гром" (zhangshou lei). Она базировалась на спиральном усилии, используемом для лишения противника "укоренения" в момент контакта, и затем ударении его, что завершалось отправлением противника в полет. Любая техника должна иметь такую спиральную компоненту внутри.

Ярек Шиманьский: Когда вы ходите по кругу - вы тоже должны выражать это спиральное усилие?

Ма Чуаньсюй: Конечно. Нужно идти как тяжелый транспортер, который движется ровно независимо от того, насколько плоха дорога, проваливаются ли его колеса в яму или натыкаются на камень. Нельзя преувеличивать "схватывание" земли пальцами (shi zhi zhua di), так как в результате может получиться "окоченевшее", "мертвое" усилие.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments