
...Говорится, что в Трегчо нам нужно распознать, что наша сущность изначально пуста, а в Тогал мы распознаем, что ее естественное выражение спонтанно самосовершенно.
Спонтанное присутствие, лхундруб, это выражение изначальной чистоты (кадаг). Лхундруб включает в себя всех божеств, возникающих в бардо, а также знаки трех кай, возникающие до [проявления] божеств — звук, свет и лучи. Всё, что возникает, относится к спонтанному присутствию, будучи исконно присущим изначальной чистоте.
Объяснение Тогал состоит из предварительных практик, основной части и заключения. Здесь предварительные практики поделены на две части: кордэ рушен, разделение сансары и нирваны, и четыре ключевые момента для явного восприятия [видений].
В тантре Дратал-гьюр, одной из семнадцати тантр Дзогчена, говорится:
Пока сансара и нирвана не разделены,
Узы ваших тела, речи и ума,
Связывающие вас с тремя мирами, не будут отсечены.
Поэтому разделяйте сансару и нирвану.
Смысл этого прост: пока мы не проясним себе практически разницу между сансарой и нирваной, связь между тремя внешними мирами желаний, форм и без форм и тремя внутренними измерениями тела, речи и ума не будет отсечена. Если не выполнить это разделение, наши тело, речь и ум останутся в круговерти трех миров сансары, что бессмысленно.
Теперь я расскажу о пользе практики рушенов. Корде рушен — это подготовка, необходимая именно для практики Тогал. «Ру» означает, что есть две стороны, правая и левая, как два рога с обеих сторон головы яка, никогда не бывает, чтобы была лишь одна сторона. «Шен» означает «разделять», отделять хорошее от плохого, когда они были смешаны вместе. «Рушен» буквально означает разделение двух частей, но сансара и нирвана на самом деле не являются чем-то раздельным. Здесь нужно разделить сущность и ее выражение — сансару и нирвану. И сансара, и нирвана есть ничто иное, как сам ум, который един. Нет двух совершенно отдельных умов — сансарического и нирванического ума. В настоящий момент сансара и нирвана смешаны у нас в уме. Если есть знание, то это нирвана, если нет знания, то есть когда мы пребываем в неведении, то это сансара. Нужно отделить рассудочное от нерассудочного. Нужно обнаружить ригпа, которое за пределами добра и зла, надежд и страхов, принимаемого и отвергаемого, утверждаемого и отрицаемого.
Чтобы обнаружить это, нам сначала нужно разделить, различить и увидеть, изменяется ли ригпа или нет. Мы уже родились в сансаре. Чтобы избежать и закрыть врата перерождений, мы сначала воображаем, будто проходим через различные сансарные перерождения. После этого мы ведем себя так, будто достигли нирваны. С помощью этой практики мы можем исчерпать привычные тенденции ума, которые являются причиной нашего рождения в сансаре, тем самым закрывая врата перерождений. И тогда у нас будет подлинное отвращение и убежденность в том, что мы отвернулись от сансары. Это был аспект сансары. Аспект нирваны — это состояние будды или бодхисаттвы, которого мы намереваемся достичь или дать ему вызреть. Мы достигаем этого плода, освободившись от сансары. Эти два аспекта также называются освобождением и созреванием, и цель внешнего рушена заключается в их достижении.
Вималамитра практиковал корде рушен каждый год в течение шести месяцев на горе Гридхракуте (Пике Грифов) в Раджгире. Благодаря этому он смог явить радужное тело великого переноса. Так что, как видите, достижение радужного тела зависит как раз от практики рушенов. Вероятно, это связано с тем, что они очищают все наши привычные шаблоны поведения и омрачения. Говорится, что по сравнению с общими для всех практиками нёндро можно получить гораздо большее благословение, занимаясь практиками ца, лунг и тигле в стиле Ану-йоги. Но эффект от корде рушенов будет гораздо более глубоким, чем от выполнения ста тысяч предварительных практик ца, лунг и тигле в стиле Ану-йоги.
Нёндро Махайоги требует больших усилий и связано с большими трудностями для наших тела, речи и ума. По сравнению с ними практики ца, лунг и тигле в стиле Ану-йоги гораздо быстрее, эффективнее и глубже. Но в сравнении с ними практики Ати-йоги для разделения сансары и нирваны еще более мощны и имеют гораздо больший очищающий эффект. И благословение всё увеличивается, а не уменьшается. Причина этого в том, что мы становимся все ближе и ближе к уму, и чем ближе мы находимся к уму, тем более глубокие учения [мы получаем].
Далее вам следует отречься и далеко отбросить всю свою девятичастную деятельность. Отбрасывание девятичастной деятельности — внешней, внутренней и тайной применительно к каждым из трех врат — является жизненно важной частью основной практики и в Трегчо, и в Тогал.
Следовать практике четырех видений Тогал — это самый короткий и прямой путь. Из основы изначальной чистоты возникают проявления спонтанного присутствия. Основа изначальной чистоты соотносится с аспектом Тела — а Тело (sku) это кайя (sku) и дхармакайя (так в тексте — прим. перев.) — а спонтанное присутствие соотносится с Умом. Есть такое высказывание: «Сущность присутствует как Тело, природа — как Речь, а энергия излучается как Ум». Так три кайи присутствуют в виде изначальной чистоты (кадаг) и спонтанного присутствия (лхундруб). В нашем прямом восприятии, через наши органы чувств, спонтанное присутствие созревает в три мира [сансары] и три кайи.
Благодаря практике Тогал перед смертью мы можем растворить материальное тело в радужный свет. И также наша речь созревает в удивительную речь, которая подобна голосу дитя кумбханды: перед ней никто не может устоять и не получить пользы, поскольку ваджрная Речь безошибочна, самосовершенна и полна благословения. Созревание нашего ума характеризуется способностью беспрепятственно учить Дхарме. Всё это возможно благодаря тому, что три ваджры уже присутствуют в нашей исконной природе. С помощью практики Тогал мы можем реализовать бодхикайю здесь и сейчас.
Если изучить жизнеописания учителей прошлого, то можно заметить, что все ранние учителя Кагью обретали сиддхи и не оставляли после себя обычный труп. Если бы они не обрели ваджрное Тело, то после них остался бы труп, но они просто исчезали. И также большинство из двадцати пяти ближайших учеников Гуру Ринпоче не оставили после себя труп. Это примеры того, что достижение ваджрного Тела возможно уже в этой жизни. Ваджрная Речь — это видья-мантры, дхарани-мантры и гухья-мантры. Если чувствующие существа услышат их хоть раз, то не отправятся более в низшие миры. Это невероятное благословение может быть для нас неочевидным, когда мы омрачены физическим телом кармического созревания, как сейчас. Но потом, когда наше тело разлагается и мы странствуем в состояниях бардо, мы с уверенностью почувствуем пользу даже одной мантры. Мы обнаружим великое благословение всего лишь одной мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Но если вы практикуете, то обязательно поймете пользу всех этих учений гораздо раньше.
Тулку Ургьен Ринпоче, Наги Гомпа