Сараха сказал ученику:
Незрелую привязанность к личности Учителя
можно принять за подлинную преданность и Гуру-йогу,
дарующую благословение ума всех святых и сиддхи.
Будь внимателен!
Как отличать одно от другого? Можно просто - нет сиддхи, значит ты не обрёл благословения. Но у некоторых уходят годы, а им всё непонятно. Есть другое - попробуй проверить, расскажи своему гуру, как ты нарушаешь обеты ваджраяны. Истинная преданность в конце концов всё равно приведёт к радости. Незрелая же привязанность к учителю приведёт к чувству отверженности, комплексу неполноценности или напротив - гневу на учителя. Это проявления незрелости. Истинно преданный не болтает со всяким встречным, восхваляя своего гуру, так делает только незрелый, поверхностный человек. Истинно преданный предпочтёт вспоминать наставления своего учителя и снова проникать в них умом, а незрелый человек будет стремиться быть возле учителя. Один стремится внутрь, другой остаётся внешним. Те, кто внешние, не обретают корня и впоследствии отбрасываются обстоятельствами.
Однажды случилось так, что у Нагарджуны железная чаша для подаяния превратилась в золото. Вор, проходивший мимо открытой двери его хижины, увидел золотую чашу и решил украсть ее. Но Нагарджуна прочитал мысли вора и бросил чашу ему в окно. Вор был так ошеломлен и смущен, что вошел в хижину Гуру, склонился к его ногам и сказал: "Высокочтимый, почему вы это сделали? Я пришел сюда как вор. Теперь, когда вы это сделали, когда выбросили то, что было желанным для меня, и желание исчезло, и воровство стало бессмысленным и бесполезным".
Здесь ключ - кто бросит нам такую чашу жизни, чтобы мы перестали её воровать у самих себя? Кто вывалит на нас богатство, чтобы мы наконец пережили его бессмысленность и бесполезность? Это было бы истинное отречение.
Гуру ответил: "Все, чем я владею, следует разделить с другими. Ешь и пей, и бери все, что тебе нравится, чтобы тебе не нужно было воровать". Если жить, как твой гуру, всё своё стоит разделить со всеми. Тогда и станет понятно - а так ли хорошо твоё, чтобы предложить его всем и каждому? Это бодхичитта.
Вор был так глубоко поражен, что спросил его об Учении.
Драгоценен не просто тот учитель, что даст тебе правомочность на созерцание, а тот, чьё слово вдохновит тебя столь мощно, что тебе будет не избежать реализации.