Поразительно, как всё, истинное в начале своём, будучи продолжено механически, превращается в нечто противоположное себе.
Когда Будда Бхагаван провозглашал освобождение, это было и освобождение от смертельных уз догмы. Но впоследствии буддисты (а нужно прекрасно понимать, что никакого "буддизма" при самом Шакьямуни не было и в помине!) начали превращать учение в ряд догм. Ведь что такое догма? Это отношение к истине, а вовсе не сама истина. Сам Будда Шакьямуни выдвигал учение, освобождавшее именно от превратного отношения, от неправильного воззрения. Он вовсе не был занят разрушением брахманической религии как учения. В противном случае Его учение не было бы уводящим за пределы всех ограничений.
Будда даёт учение в соответствии с обстоятельствами жизни и развития существ. Но вот что интересно - обстоятельства со временем меняются, а способ передачи Дхармы - нет. Это заставляет задуматься. Более того - в корпус наставлений со временем были введены такие ограничители, как понятие о "грехе новаторства". Хотя, изучая историю появления учения ваджраяны, несложно понять, что вся буддийская тантра была когда-то сплошным новаторством)). В нашей обозримой истории.
Если бы Он вёл некую борьбу с религией брахманов, Он был бы ограничен в своём воззрении. Меж тем, не зря изложенный им Благородный восьмеричный путь имеет первым пунктом, на который опирается всё дальнейшее, именно "правильное воззрение". Причём "правильное" в данном случае даже не вполне адекватный перевод. Потому что "абхи" (именно в нашем контексте) означает "полный", а вовсе не находящийся в дихотомии "правильный-неправильный". Но именно в эту двойственность погрузились в дальнейшей истории последователи Будды, впав тем самым в споры, распри и распад Сангхи (напомню на секунду - первый же "собор" выявил разделение Сангхи на 18 школ!).
И когда сегодня тибетские учителя говорят, что т. н. индуизм (этот термин был введён англичанами в 19 веке, если что) это неверное, неправильное учение, они не просто проявляют своё невежество относительно учений шиваитов, шактов и вайшнавов, но и погружают своих доверчивых учеников в пучину двойственности, а отнюдь не освобождают их видение. Лучше внимательно работать на своём огороде. Мы освобождаем свой ум, своё внимание от фиксации, и освобождаем тотально. Но упаси вас Будда от невежества и объявления основ мироздания неверными и неправильными. Ведь, по большому счёту, вы ничего не знаете о том, как устроен большой мир. Лишь из книжек)). А получить настоящее полное знание, абхиджняну, можно, только пройдя до конца Благородный восьмеричный путь.