
Представлять себя божеством - пространство, а то, что это божество зримо, хотя и лишено собственной природы, - мудрость. Такова нераздельность пространства и мудрости.
Непрестанно проявляться как божество - относительное, а понимать, что не имеющая собственной природы сущность божества пуста, - абсолютное. Такова нераздельность относительного и абсолютного.
Божество, проявляющееся в мужском облике, - средства, а проявляющееся в женском - знание. Такова нераздельность средств и знания.
Божество, проявляющееся в образе божества, - блаженство, а отсутствие у него собственной природы - пустота. Такова нераздельность блаженства и пустоты.
Божество, проявляющееся в образе божества, - осознавание, а его облик, не имеющий собственной природы, - пустота. Такова нераздельность осознавания и пустоты.
Божество, проявляющееся в образе божества, - светоносность, а отсутствие у него собственной природы - пустота. Такова нераздельность светоносности и пустоты.
Если представлять себя указанным способом в облике божества, то аспект тела зрим, но лишен собственной природы, а потому тело неподвластно возрасту и увяданию. Аспект речи непрерывен, а потому сущностная мантра неподвластна прекращению. Аспект ума выходит за пределы рождения и смерти, а потому есть непрерывность дхарматы.
Не разлучаться с божеством во время четырех видов повседневной деятельности: ходьбы, движения, лежания и сидения - таков путь человека высших умственных способностей. Он чрезвычайно труден и доступен только тем, кто облачает остаточной кармой прежних упражнений ума.
Гуру Падмасамбхава