Три сущности в постмедитативный период согласно тантре Хеваджра
В силу схватывания медитативного сосредоточения явленного аспекта в медитативном равновесии, когда выходишь из медитативного равновесия – положим, двигаешься или ходишь, – даже и без специального сосредоточения ум закрепляется на некоторых внешних объектах и покоится без отвлечений.
В силу схватывания медитативного сосредоточения пустотного аспекта в медитативном равновесии, когда выходишь из медитативного равновесия, то даже и без специального сосредоточения ум отвращается от всех явленных объектов и зрит пустоту, или же ум сосредотачивается на пустом пространстве.
В силу схватывания единства в медитативном равновесии, в постмедитативный период, хотя и воспринимаешь проявление различных объектов, ум покоится в однонаправленном сосредоточении, не цепляясь за идею об их истинном существовании.
Каким образом придерживаться этого
Если не схватил явленный аспект, устреми внимание однонаправленно на опору, такую как сосуд, и ум сосредоточится на ней. Далее упражняйся таким образом с различными другими вещами. Наконец, упражняйся в отношении всего явленного. Невозможно, чтобы после этого медитативное сосредоточение явленного аспекта не возникло.
Подобным же образом, если не схватил пустотный аспект, обратись умом к чему-либо неопределённому, как небо или рога у зайца, и однонаправленно сосредоточься на этом. Когда свыкнешься с этим, будешь иметь убеждённость, что всё явленное – сосуд и тому подобное – пусто, и будешь однонаправленно сосредоточен на этом, то невозможно, чтобы не проявился пустотный аспект.
Если не схватил единства, однонаправленно устреми внимание на отражение луны в воде или на отражение в зеркале; твой ум сосредоточится, и ты уверишься, что всё явленное ясно и пусто, подобно отражению в зеркале. Если закрепишь ум однонаправленно с надлежащими сосредоточенностью и расслаблением, невозможно, чтобы не проявилось единство.