nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

МЕДИТАТИВНОЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРОХОЖДЕНИЕ ВИДЕНИЯ ОПЫТА

Хеваджра-тантра | Еше Другпа - Cуть и смысл тибетского буддизма

В своё время я много приводил наставлений о видении опыта, чем оно отличается от переживаний непрактикующих, как его распознать. Сегодня, в день Шри Хеваджры, можно привести наставления, касающиеся непосредственно практики созерцания божества и видения опыта в этом контексте.

"К видению опыта относятся тепло и знаки. Если говорить обо всём, что проявляется в потоке ума, то как для чувствующего существа в период основы проявляются бесчисленные мысли, так же и для созерцающего йогина в период пути проявляются бесчисленные видения опыта. Все они могут быть сведены к пятнадцати: трём путям, трём переживаниям, трём взаимозависимо возникшим связям, трём видам тепла и трём медитативным сосредоточениям.

Три пути

Здесь три темы: 1. путь устранения входа, 2. путь отсечения привязанности и 3. путь великого просветления.

Путь устранения входа

Посредством однонаправленного сосредоточения на сообразной опоре, такой как божество, ум устанавливается в равновесии и не соскальзывает к другому объекту. Это подобно поражению стрелой жизненно важной области в теле, или запруживанию реки, или обузданию лошади. Называется путём устранения входа, поскольку останавливается процесс непрерывного вхождения других мыслей.

Путь отсечения привязанности

Опора медитации, такая как божество, созерцается, но одновременно с этим ум покоится в неконцептуальном состоянии, не направляя внимания ни на какую опору. Это называется отсечением привязанности, поскольку здесь освобождаются от цепляния за созерцаемую опору.

Путь великого просветления

Когда в медитации не пребывают ни в концептуальном, ни в неконцептуальном состоянии, возникает сообразный знак, такой как дым или дерево, и ум однонаправленно покоится на нём. Хотя такие образы, как дым, и проявляются, но поскольку не обладают подлинным бытием, то не истинны. Поскольку же действительно проявляются в видении опыта, то не являются и ложными. Поэтому говорится о пути великого просветления как единстве явленного и пустоты в отношении объектов.

Три переживания

Здесь три темы: 1. переживания тела, 2. переживания ума и 3. сновиденные переживания.

Переживания тела

Ум сдерживается посредством медитации. Это, в свою очередь, сдерживает движение жизненного ветра, он обращается вовнутрь и пронзает ключевые точки каналов. Поскольку сильные боли, жжение, также то, что бросает в жар и холод и прочее проявляется в теле, то говорится о переживаниях тела.

Переживания ума

Поражение ключевых точек слогов каналов вызывает переживания страсти и гнева, печали и ужаса. Шесть областей бытия, дхармакая и прочее предстают в уме. Поскольку такие переживания проявляются в уме, то называются переживаниями ума.

Сновиденные переживания

В силу привычки и того обстоятельства, что спишь, получаешь во сне разнообразный приятный и неприятный опыт. Поскольку это происходит во сне, то называется сновиденными переживаниями.

Три взаимозависимо возникших связи

Здесь три темы: 1. взаимозависимо возникшая связь обращения жизненного ветра, 2. взаимозависимо возникшая связь зрительного восприятия и 3. взаимозависимо возникшая связь сновидений.

Взаимозависимо возникшая связь обращения жизненного ветра

Когда ум сдерживается, жизненный ветер обращается вовнутрь. Давление жизненного ветра заставляет тело подпрыгивать и раскачиваться, дрожать, трепетать, скакать, бегать, издавать крики и так далее. Это происходит вследствие взаимозависимо возникшей связи обращения вовнутрь четырёх потоков жизненного ветра, поэтому говорится о взаимозависимо возникшей связи обращения жизненного ветра.

Взаимозависимо возникшая связь зрительного восприятия

Здесь имеется две темы.

Зрительное восприятие четырёх поддерживающих мандал

Зрительное восприятие каналов есть видение каналов, таких как расана, лалана и авадхути, в точности как они есть. Зрительное восприятие слогов есть видение слогов каналов в точности как они есть, а зрительное восприятие нектаров есть видение ясных сущностей нектаров внутри этих слогов каналов. Зрительное восприятие жизненного ветра – это видение объёмов, цветов и прочего, что связано с четырьмя жизненными ветрами, в точности как оно есть.

Зрительное восприятие прочего

Подразумеваются знаки, такие как дым, и различные формы, такие как образы шести областей бытия. Также различные звуки, такие как звон колокольчика, и равным образом запахи, вкусы, осязательные ощущения и прочее. Предстают как неясные обманчивые образы, определённые зрительные образы и чрезвычайно определённые и ясные явления.

Взаимозависимо возникшая связь сновидений

Соединением сна как причины с желанием увидеть сновидение при отходе ко сну достигается то, что к чему ни устремишь своё намерение, то и увидишь во сне.

Три вида тепла

Здесь три темы: 1. тепло, предваряемое мыслью, 2. тепло собрания девяти сущностных компонентов и 3. тепло пылания и сосредоточения капель.

Тепло, предваряемое мыслью

Хотя медитируешь на просветлённом теле божества и так далее, нечто прежде увиденное или услышанное предстаёт как объект внимания, ум покоится, однонаправленно устремлённый к этому объекту, и не соскальзывает к другой опоре. Это медитативное сосредоточение, порождённое воспоминанием о прежде увиденном или услышанном, поджигает топливо концептуальных обозначений, поэтому и говорится о тепле, предваряемом мыслью. Другие объясняют это как возбуждение, но в данной традиции принято считать, что это естественно возникшее видение опыта, проявляющееся без опоры на медитацию.

Тепло собрания девяти сущностных компонентов

Благодаря медитации пять нектаров и жизненные ветры четырёх элементов собираются в четырёх дворцах и так далее, так что и без опоры на внешние стимулы можешь видеть знаки, такие как солнце, луна, места обитания шести областей бытия, дым, а также просветлённые тела татхагат. Поскольку это медитативное сосредоточение происходит от собрания девяти сущностных компонентов, то называется теплом собрания девяти сущностных компонентов.

Тепло пылания и сосредоточения капель (тигле)

Здесь три темы: 1. тепло пылания, 2. тепло колебания и 3. тепло сосредоточения.

Тепло пылания

В силу медитации ясные сущности возрастают, вызывая растяжение каналов. От этого возникает страдание капель, соединённое с удовольствием.

Тепло колебания

Когда боль утихает, удовольствие увеличивается, но не постоянно, а от момента к моменту.

Тепло сосредоточения

Удовольствие устойчиво пребывает в месте своего возникновения.

Поскольку эти три возникают от собрания, возрастания и равновесного пребывания сущностных компонентов (тигле), то называются теплом пылания и сосредоточения капель.

Три медитативных сосредоточения

Здесь три темы: 1. медитативное сосредоточение свойства как многообразия, 2. медитативное сосредоточение природы как пустоты и 3. медитативное сосредоточение сущности как их единства.

Медитативное сосредоточение свойства как многообразия

Во время медитации ум сдерживается, и в теле и уме возникают различные переживания: боль и удовольствие, а также всевозможные зрительные образы. Поскольку, таким образом, проявляется многообразие явственно воспринимаемых феноменов, говорится о медитативном сосредоточении свойства как многообразия.

Медитативное сосредоточение природы как пустоты

Далее ясные видения меркнут, так что остаётся одно лишь переживание пустоты. Эта пустота есть общая природа всех феноменов. Поскольку покоишься, однонаправленно устремив к ней ум, говорится о медитативном сосредоточении природы как пустоты.

Медитативное сосредоточение сущности как единства

Здесь три темы: 1. единство явленного и пустоты применительно к объектам, 2. единство ясности и пустоты применительно к осознаванию и 3. единство блаженства и пустоты применительно к телу.

Единство явленного и пустоты применительно к объектам

Подразумевается возникновение неконцептуального осознавания с опорой на отдельный чувственно воспринимаемый объект, такой как форма или звук. Это явленность, поскольку объект предстаёт ясно и непрерывно. Это пустота, поскольку ум покоится в неконцептуальном осознавании своей опоры. Это единство, поскольку в единственном медитативном сосредоточении в полноте присутствуют оба.

Единство ясности и пустоты применительно к осознаванию

Когда в уме рождается естественно возникшее медитативное сосредоточение, то оно ясно, поскольку свободно от тупости, пустотно, поскольку свободно от потока мыслей, и едино, поскольку эти два обладают единым вкусом.

Единство блаженства и пустоты применительно к телу

Посредством медитации возникает блаженство, которое пронизывает всё тело или его часть. Когда ум сосредотачивается на этом, то испытываемое им называют блаженством, поскольку это переживание удовлетворённости. Пустота и единство – как выше.

Поскольку взаимозависимо возникшие связи ветров и ума, которые являются причиной этих пятнадцати (всех вышепоказанных) переживаний, устанавливаются с соблюдением или без соблюдения последовательности, без определённости в числе и порядке, то и происходящие от них переживания возникают с соблюдением или без соблюдения последовательности. Таким образом, что бы ни проявилось, следует распознавать это как медитативное сосредоточение и принимать как путь.

И далее, при первом собрании сущностных компонентов эти переживания смутны и неустойчивы, при втором – обретают некоторую ясность и устойчивость, при третьем – чрезвычайно ясны и устойчивы.

Могут спросить: «В таком случае, возникают ли эти переживания так же и на внемирском пути?»

Нет, они проявляются с соблюдением последовательности. Говорится, что переживания мирского пути, которые сводятся к теплу и знакам, последовательно преобразуются в знаки и вершины достижения внемирского пути, так что тепло становится знаками, а знаки – вершинами достижения.

Именно это видение опыта, проявляющееся для благородного, предстаёт для сугаты как чистое видение".

"Чёрная книга", Лама Дампа Сонам Гьялцен

Переводчик и редактор Сайрус Стирнс

Посвящается памяти Чогье Тричена Ринпоче (1919–2007), подлинного воплощения Шри Хеваджры.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments