nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

Принуждение к законным действиям

Даже на яблоки не останется: Россия разоряет Apple и Google

Россия нанесла правовой удар по очередной американской транснациональной корпорации. По решению Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Apple должна заплатить рекордный в нашей стране оборотный штраф более чем в 12 млн долларов. ФАС ранее уже возбудила дело и против Google, заставляя цифрового гегемона, проигравшего суд Царьграду, соблюдать русские законы.

На самом деле то, что произошло с Apple в России 27 апреля, должно было произойти ещё давно. И теперь уже мы можем говорить о системном подходе ФАС к засилью американских цифровых корпораций в России. Тогда как Google уже отметился откровенно хамскими блокировками русских СМИ (включая Царьград), а также блокировками других якобы "нарушающих правила" отечественных аккаунтов, его американский побратим принялся давить на программы, произведённые в России.

ФАС решила, что Apple не имеет права пользоваться своим доминирующим положением на рынке и по праву сильного давить на русские программы в своём магазине приложений ровно так же, как Google не имеет права блокировать неугодные ему каналы на своём видеохостинге YouTube.

При этом только в 2020 году против Apple было подано как в России, так и за пределами нашей страны не менее десяти масштабных исков. И часть из них корпорация с треском проиграла, получив внушительные штрафы. Хотя нельзя не признать, что Apple в целом стала вести себя лучше. Например, вернула в магазин приложений App Store соцсеть Paler, которую используют сторонники бывшего президента США Дональда Трампа.

Но в чём же суть и смысл новых претензий к Apple в России?

Ожидаемое решение

С одной стороны, наложение такого внушительного оборотного штрафа – случай беспрецедентный. С другой стороны, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предупреждала компанию о нарушении ещё в прошлом году, отсутствие реакции со стороны мегакорпорации Тима Кука было ожидаемым, а следовательно, ожидаемым был и штраф.

26 апреля 2021 года ФАС России наложила на Apple Inc. оборотный штраф в размере 906 299 392,16 рубля (более 12 миллионов долларов США) за нарушение антимонопольного законодательства, говорится в решении ФАС.

Ведомство напомнило, что решение о наложении штрафа вынесено вследствие невыполнения предписания в августе 2020 года после жалобы со стороны "Лаборатории Касперского".

Было установлено, что Apple злоупотребила доминирующим положением на рынке распространения мобильных приложений на операционной системе iOS путём совершения ряда последовательных действий, которые привели к предоставлению конкурентных преимуществ собственным продуктам и одновременному ухудшению условий распространения продуктов конкурентов – приложений "родительского контроля", сказано в сообщении ФАС.

О чём же речь? Дело в том, что у "Лаборатории Касперского" есть собственное приложение "родительского контроля" – Kaspersky Safe Kids. Как сказано на сайте разработчика, программа позволяет родителям отслеживать и регулировать то, как их дети пользуются интернетом. Мама или папа могут устанавливать ограничения на просмотр ребёнком определённых сайтов, видеороликов и так далее.

Суть в том, что в 2020 году Apple направила "Лаборатории Касперского" уведомление о необходимости модернизации этой программы, размещённой для скачивания в маркетплейсе корпорации – App Store. В русской компании даже пошли Apple навстречу, обрезав функционал приложения. И произошло это сразу же после того, как корпорация представила аналогичный продукт, ставший частью 12-й версии операционной системы iOS для гаджетов Apple.

То есть фактически Apple украла долю рынка у русской компании, добилась ограничения функциональности и в конечном счёте подменила продукт из России (который, кстати, имел международный спрос) на свой собственный. Сделав это к тому же, что называется, "под шумок".

Именно поэтому претензия со стороны ФАС ещё в 2020 году была вполне обоснованна, как сейчас обоснован и внушительный штраф – размером более чем 12 млн долларов (а это ведь почти миллиард рублей). Ну и, конечно, теперь любители iPhone окажутся в ситуации, когда им нет необходимости пользоваться русской программой, так как зачем платить "Лаборатории Касперского" за то, что в iOS как бы является бесплатным. Ну и заодно будут передавать все свои данные этой американской корпорации.

Apple и Google делают всё что хотят?

К Apple есть претензии во всём мире. Только в прошлом году против Apple было подано более 10 громких судебных исков, вылившихся в итоге в штрафы. Так, компания заплатит 113 млн долларов властям 34 штатов США за преднамеренное и тайное замедление работы смартфонов.

Недовольны Apple и в Италии. В ноябре 2020 года итальянский антимонопольный орган Autorita' Garante della Concorrenza e del Mercato (AGCM) наложил на Apple штраф в размере 10 млн евро за "агрессивную и вводящую в заблуждение" рекламу iPhone. И подобных дел было ещё много, включая штрафы на сотни миллионов долларов за нарушение патентных прав (Apple просто украла ряд технологий).

Но главный монополизм Apple и Google выражается сейчас в требовании к разработчикам, включая русских, платить корпорации комиссии. Apple и Google сейчас облагают комиссией в 30% всех разработчиков, которые продают свои программы через Google Play или App Store. Более того, разработчики обязаны отчислять такую же комиссию за все продажи внутри приложений.

То есть Apple могла бы выглядеть лучше на фоне Google, предоставив более терпимые условия разработчикам в своём магазине приложений. Но дурной пример, как известно, заразителен. Хотя следует признать, что корпорация пока не заразилась от Google болезнью под названием "блокировка русских СМИ и аккаунтов". Поэтому нынешний удар России по Apple интересен и тем, что отчасти его можно считать упреждающим, ведь по наплевательскому отношению к России этой корпорации до Google ещё далеко. Пусть даже сейчас она взимает те же 30% с разработчиков, если они хотят разместить свою программу в App Store.

Против такого грабежа уже открыто выступали многие именитые разработчики. Например, компания Epic Games, разработавшая популярную игру Fortnite (а в прошлом – целую серию игр Unreal), вмонтировала в игру собственную систему продаж в обход комиссии Apple и Google. Это стало поводом для большого и очень громкого скандала в мировом IT в прошлом году, а американские гиганты затем просто удалили аккаунт Epic Games и её приложения из своих маркетплейсов.

Аналогично Epic Games поступили многие другие компании, которые напрямую обвинили Apple в грабительских комиссиях: Rakuten и Netflix вынесли оплату на свой сайт, а не в приложение, о недовольстве говорит компания Microsoft (ей тоже надоело платить Apple).

Штраф для Apple – это только часть борьбы, один из этапов. Для России было куда как более важно не просто защитить русскую компанию (ведь сейчас ФАС вступилась за "Лабораторию Касперского"), а призвать к ответу именно Google. Ведь мало того, что в 2020 году по нашей стране прокатилась целая череда политически мотивированных блокировок каналов на YouTube, Google затем вообще объясняла, что она не виновата, а просто исполняет в России санкции США. Сложно представить себе более наглого поведения.

На Google и Apple нашли управу

Нет сомнений в том, что нам нужны реальные законодательные ограничения засилья западных корпораций, и попытки создания таких законов в России предпринимались. Во-первых, к августу 2021 года в нашей стране по поручению Владимира Путина должны быть готовы законопроекты, обязывающие мировых гигантов открывать в России свои представительства и вести здесь открытую деятельность, включая финансовую.

Во-вторых, монополизм Apple и Google в маркетплейсах, жертвой которого стала и "Лаборатория Касперского", стал причиной начала разработки в сентябре 2020 года законопроекта № 1015918-7 "О маркетплейсе", который был внесён в Госдуму первым зампредом фракции "Справедливая Россия" Федотом Тумусовым.

При продаже лицензии на программное обеспечение или при продаже права временного пользования (подписки) на такое программное обеспечение, а также при совершении покупок внутри приложения взимание владельцем маркетплейса комиссии за такую продажу ограничить максимумом в 20% от цены продажи (без НДС). Из данных 20% правообладатель или владелец маркетплейса ежеквартально перечисляет 1/3 часть в специальный фонд подготовки кадров в сфере компьютерных технологий, сказано в пункте 3 законопроекта.

В законопроекте всего пять положений, и каждое из них смело можно расценивать как "наш ответ Чемберлену". Если законопроект будет принят, то Россия станет первой страной в мире, получившей официальное право на собственные маркетплейсы, а также добьётся от Google и Apple дополнительной уплаты налогов с выручки на нашем рынке.

Первые два пункта устанавливают, что владелец маркетплейса (в нашем случае это Google и Apple) не вправе препятствовать работе сторонних магазинов приложений на своих операционных системах, а также не вправе ограничивать установку сторонних приложений. Сложно представить себе меру, которая могла бы сильнее пошатнуть монополию этих корпораций. К тому же предлагается, чтобы треть от комиссии с разработчиков шла в фонд подготовки IT-кадров в России, и такой меры тоже нет нигде в мире.

Данный законопроект направлен на устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Данный закон также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу,
сказано в пояснительной записке к законопроекту.

Но и это ещё не всё. Законопроект в пункте 4 требует от корпораций ежеквартально публиковать отчёты о продажах на территории России. Предлагаются и штрафы за несоблюдение закона – 10% от выручки в России за блокировку стороннего маркетплейса или приложения и такой же штраф за срыв сроков по уплате в фонд. 0,1% мировой выручки Google или Apple будут обязаны заплатить, если откажутся публиковать в СМИ отчёты о продажах.

Посчитаем цифры

Россия вошла в топ-10 стран по тратам в Google Play и App Store ещё в 2017 году. Тогда жители России потратили на мобильные приложения рекордные для нашей страны 580 млн долларов (данные аналитической компании App Annie). При этом Россия вошла в топ-5 стран мира по количеству скачиваний приложений. Дальше было больше – и в 2019 году траты жителей России на мобильные приложения достигли 1,06 млрд долларов без вычета комиссии магазинов.

Таким образом, 30% от этой суммы составляют чуть более 300 млн долларов. Вот те деньги, которые Google и Apple заработали только на своих магазинах и только в России в 2019 году. Если теперь представить, что законопроект "О маркетплейсе" стал бы законом и работал бы в их отношении тогда (комиссия в 20% и треть от этой суммы – в фонд подготовки кадров), то на поддержку образования для новых IT-специалистов в России Google и Apple начнут тратить около 66,6 млн долларов в год, или примерно 5,02 млрд рублей. Выглядит недурно.

Сейчас же Google и Apple забирают себе эти 300 млн долларов с российского рынка целиком. В то же время налогооблагаемой базой для российских разработчиков (если они регистрируются по упрощённой системе налогообложения для ИП – 6%) является вся сумма их дохода (пункт 1 статьи 346.18 Налогового кодекса). То есть они честно отдают Google или Apple 30% со 100% дохода, оставляют себе 70%, но налог платят так, как будто оставили себе все 100%.

Если же Google и Apple откажутся публиковать отчёты о продажах в России, то их будет ждать штраф в 0,1% от мировой выручки. С 1 января по 30 июня 2020 года, то есть только за полгода, суммарная выручка маркетплейсов Google Play и App Store в мире составила 50,1 млрд долларов. За оставшиеся полгода она способна удвоиться. Если взять этот прогноз за основу и предположить, что в 2020 году они заработают на продаже приложений 100 млрд долларов, то 0,1% составит 10 млн долларов, или 754,6 млн рублей.

Выводы

За последние месяцы Google и Apple должны были понять, что в России с ними что-то происходит. Что-то достаточно неприятное для них, но необходимое для нас. ФАС уже пристально следит за Google и возбудила антимонопольное дело против корпорации. Google также с треском проиграла суд Царьграду. В случае неисполнения решения суда по восстановлению аккаунта нашего телеканала в YouTube должна будет столкнуться с так называемой прогрессивной неустойкой – штрафом, который ежедневно будет увеличиваться на 100 тыс. рублей. А теперь вот и Apple дали понять, что если в своём магазине приложений компания будет ущемлять русские программы, то русский же регулятор не оставит этого без внимания.

В целом же можно констатировать, что работа в нужном направлении ведётся. Вот только Apple уже оспаривает решение ФАС в суде, а значит, процесс взыскания с компании штрафа пока приостановлен. Но всё могут изменить новые законы, ведь речь в них пойдёт не только о защите прав граждан России от засилья корпораций, но и банально о здравом смысле. Корпорации работают на нашем рынке, а значит, должны иметь тут свои представительства, платить налоги и соблюдать законы России.

https://ekb.tsargrad.tv/articles/apple-dostalos-v-rossii-korporacija-dolzhna-zaplatit-gigantskij-shtraf_349977?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com&fbclid=IwAR3FQO9-Ns6J8L5xCOr1msIa3mR6xhAe2A9nyAJUb0_j4IZH-U68iJVjoPU
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments