
"Практика тодгал нужна нам для того, чтобы понять: все, что мы видим в обычной повседневной жизни, в равной степени иллюзорно и невещественно. Мы считаем свое кармическое видение, то есть мир, который видим, будучи людьми, вещественным, реальным и конкретным, но все это видение есть отражение кармических причин.
Поскольку все мы люди и обладаем кармическим видением, свойственным человеку, то видим мир более или менее одинаково. Однако необходимо понять иллюзорную природу своего кармического видения. Практика тодгал может также служить подготовкой к посмертным переживаниям, когда в бардо возникают видения.
Чтобы получить представление о таких спонтанных видениях, закройте глаза и надавите пальцами на глазные яблоки - вы увидите разные виды света. Это не настоящие видения тодгал, а только некоторое представление о них. Видения тодгал естественны, а не искусственны. Они создаются не преднамеренно, в отличие от визуализации, которая создается умом. В темноте у нас также могут быть обычные видения, которые не относятся к тодгал.
Чтобы развивать свое видение, необходимо применять методы Дзогчена. Следует понимать, что эти спонтанные видения существуют и развиваются в Естественном Состоянии. Но все эти видения иллюзорны, в них нет ничего вещественного. Поначалу видение тодгал может показаться отличным от нашего обычного повседневного видения, но нужно понимать, что эти два рода видения в конечном счете имеют одну природу. И то и другое - проекции. А пока мы этого не поняли, мы не готовы выполнять практику тодгал.
В Дзогчене нас знакомят не с двумя истинами, а с тем, что существует единый источник. Например, заткните уши пальцами - вы услышите самопроизвольные звуки (ранг дра: rang sgra). Обычно, для того, чтобы слышать, нужны уши. Здесь же мы слышим звук, пришедший к нам не через сознание ушей. Или же, закрыв глаза, надавите на веки пальцами, а затем резко их уберите и откройте глаза. Мы увидим разные виды самопроизвольного света (ранг од: rang 'od) и также самопроизвольно появившиеся фигуры и цвета, условно называемые "лучами" (ранг сэр: rang zer). Мы видим их с закрытыми глазами и продолжаем видеть, если откроем глаза. Когда наши глаза открыты, мы обычно видим посредством сознания глаз, но в данном случае мы видим свет и цвет не с помощью сознания глаз, а только благодаря ригпа. Это лишь аналогия, которая помогает нам познакомиться с тодгал.
Все в тодгал появляется естественно и спонтанно - это не визуализация посредством ума, не что-то искусственное. Дзогчен делает только то, что естественно, и потому является намного более коротким путем к просветлению.
Кроме кадаг, или изначальной чистоты (шуньяты), Естественное Состояние обладает качеством лхундруб, или самопроизвольного проявления, которое мадхьямика не признаёт. Метод мадхьямики - это путь отрицания, который не принимает во внимание положительную сторону Естественного Состояния. Дзогчен же, напротив, уделяет равное внимание обеим сторонам, потому что в Естественном Состоянии кадаг и лхундруб пребывают в йермэд, в нераздельности.
В тодгал есть методы, использующие разные источники света: свет солнца, луны, светильника, свет, преломленный кристаллами и т. д. Кроме того, есть методы устремления взора в ясное чистое небо (намка артэд) и уединенных практик в полной темноте (янтиг). Во всех этих случаях возникающие видения тодгал воспринимаются не сознанием глаз, а нашим ригпа. Хотя солнечный свет и т. д. служат вторичной причиной для появления таких видений, сами по себе эти видения возникают не из какого-то внешнего источника, а изнутри нас самих. Этим видениям нет предела. Конечно, могут возникать видения божеств, но могут быть и нечистые кармические видения, особенно поначалу. Однако, какими бы ни были эти видения, они возникают самопроизвольно и естественно.
В некоторых учениях Дзогчена мы получаем наставления практиковать семь раз в день, соответственно шести мирам перерождения и бардо. Поэтому могут возникать видения животных, духов, демонов и многих других мирских существ. Согласно указаниям по уединенной практике в темноте, содержащимся в учении Шанг-Шунг ненгьюд, занятий тоже семь, но они не связаны с шестью мирами. Появляются видения тигле, или шаров света, а внутри них можно увидеть божеств, таких как известные божества шитро, то есть мирные и гневные божества. Но здесь нет никакой аналогии с кедримом и практиками гьюлу (иллюзорного тела), описанными в Тантре, потому что там речь идет о том, что создано умом. Видения же тодгал возникают из Естественного Состояния, естественно и спонтанно.
Несмотря на то, что Естественное Состояние пронизывает все материальное тело, в основном оно находится в полости материального сердца (санскр. читта). Даже в уединенной практике в темноте видения тодгал появляются только перед нами, потому что прозрачный хрустальный канал кати связывает сердце с глазами. Внутри глаз находятся два отдельных канала: один служит проводником обычной деятельности сознания глаз (равнозначен зрительному нерву), а другой - это канал кати, который служит проводником видений. Из полости материального сердца канал кати поднимается к задней стороне головного мозга, а затем, прежде чем войти в глаза, раздваивается.
Кати не связан с обычной функцией зрения. Его полное название - "хрустальный канал кати" (кати шел гьи ца: ka-ti shel gyi rtsa). В практике тодгал видения возникают в сердце, проходят по каналу кати, выходят через глаза и воспринимаются в пространстве непосредственно перед собой. Как будто внутри пустого глиняного сосуда с двумя отверстиями с одной стороны находится горящий светильник. Хотя в темноте свет виден снаружи сосуда, его источник внутри.
Благодаря практике тодгал наши видения развиваются и постепенно становятся более устойчивыми. Сначала мы, возможно, будем видеть обычные предметы, такие как деревья, горы и т. д. Позднее мы, скорее всего, будем видеть буквы, божеств и т. д. Поначалу эти видения будут довольно неустойчивы. Кроме того, мы можем видеть только отдельные фрагменты божеств, например, лицо или туловище. Но на третьей стадии развития видения мы будем видеть божеств в яб-юм и целые мандалы, и все это предстанет перед нами во всем совершенстве, ярко и полностью.
На четвертой стадии, которая называется исчерпанием (садпа zad-pa), все видения растворяются, и остается одно - Естественное Состояние. Поскольку, никаких омрачений уже нет, появляться больше нечему. Однако тодгал не похож на Тантру, где мы должны посвящать много времени практике визуализации, чтобы появились видения йидамов.
Если видения возникают из каких-то благих кармических причин, таких как кедрим, то нам действительно нужен особый метод практики. В этом случае видения, которые последуют, будут обусловлены нашей предшествующей практикой визуализации. Но эти видения не имеют отношения к видениям тодгал, потому что возникают из причин, созданных умом. Кроме того, мы должны сравнить свои видения тодгал с видением обычной жизни, чтобы обнаружить, что они происходят из одного и того же источника.
Видения тодгал нематериальны. Мы легко можем убедиться, что они иллюзорны. Мы видим, как они появляются и исчезают. А то, что мы видим в своей обычной жизни, кажется совершенно устойчивым и прочным. Мы считаем его реальным, но это лишь наше неведение. Поэтому практика тодгал дает нам пример. Видение тодгал - словно ключ к пониманию, что обычная жизнь тоже является проекцией и иллюзией. Мы можем применить знание, приобретенное из практики тодгал, перенося его на видение обычной жизни. Мы сравниваем их и обнаруживаем, что все в нашей так называемой обычной жизни - иллюзия. Если мы не можем сделать такое сравнение, то, наверное, нам лучше смотреть телевизор. Находясь в Естественном Состоянии, мы ничего не проверяем и не сравниваем, потому что это работа ума, но в другое время мы можем исследовать различные качества видений и сравнивать их с тем, что видим в обычной жизни.
Благодаря такому сравнению видений тодгал с обычным видением мы постепенно начинаем ощущать, что внешний мир столь же нереален. Оказывается, что наша обычная жизнь обладает тем же качеством, что и видения тодгал, нереальностью и невещественностью. Это достигает своей вершины на третьей стадии развития видения. Видения божеств и мандал начинают преобладать над обычным нечистым кармическим видением и даже замещать его. На четвертой стадии все эти видения растворяются и возвращаются в свой источник. Они возвращаются в Естественное Состояние, и кроме Естественного Состояния не остается ничего.
Если умереть, реализовав первую стадию, то в бардо или в следующей жизни мы будем снова и снова встречаться с учителями и учениями, практикуя, пока не достигнем освобождения. Если же умереть, реализовав заключительные стадии, мы родимся в чистом измерении. Видения тодгал приходят спонтанно и нежданно, а уходят бесследно. Наше пребывание в Естественном Состоянии очищает все омрачения, а главное из омрачений - неведение. Три главных метода - это солнечный свет, полная темнота и пустое пространство. Но, чтобы практиковать тодгал, сначала нужно постичь Естественное Состояние. Поэтому одно из условий - постоянное пребывание в Естественном Состоянии, или трегчод. Если возникают видения, и мы к ним привязываемся, то это ничем не отличается от сансары. Но когда видения появляются в практике тодгал, то мы не держимся (дзинпа) за них, потому что пребываем в Естественном Состоянии. А в видениях повседневной жизни мы, напротив, постоянно держимся то за одно, то за другое.
Благодаря совершенству трегчод мы получаем возможность даже думать и выполнять практику Тантры, продолжая пребывать в Естественном Состоянии, и тогда это будет похоже на отражение луны в море.
Без трегчод невозможно практиковать тодгал. Хотя видения могут появляться, они не будут видениями тодгал. Сначала нужно практиковать трегчод и сделать свое пребывание в Естественном Состоянии устойчивым, а затем можно перейти к практике тодгал. Так наши видения станут устойчивыми. В тодгал могут возникать как чистые, так и нечистые видения, но постепенно видения становятся все более ясными, а затем все больше объединяются с нашим обычным видением. В заключение это объединенное видение растворится в Естественном Состоянии - и видение тодгал, и обычное видение.
Конечная цель практики тодгал - обретение Радужного Тела Света. Это происходит после того, как все наше видение стало единым. Наше материальное тело - тоже часть нашего кармического видения, поэтому, когда все видимое растворяется в Естественном Состоянии, материальное тело растворяется в пустом пространстве.
Метод обретения Радужного Тела (джалу) может быть постепенным или мгновенным.
Что касается постепенного метода, то речь идет о четырех стадиях развития видения, или нангва жи: snang-ba bzhi, а именно:
- Видение зримого проявления реальности (боннид гонсум: bon-nyid mngon- sum). На этой начальной стадии при солнечном свете появляются только небольшие тигле, или шарики радужного света.
- Видение увеличивающихся переживаний. Теперь появляются цепочки и сети из тигле. Кроме того, внутри тигле могут быть видны лица и тела божеств.
- Видение полного развития осознания. Эта стадия соответствует полному развитию чистых видений божеств и мандал, в том числе мирных и гневных божеств ъиитро. Одни тигле могут быть маленькими, как горчичное семя, а другие большими, как щит.
- Видение конечного исчерпания (тартуг садпа: mtharthug zad-pa). Все видения растворяются, возвращаясь в Естественное Состояние, помимо которого не остается ничего.
Эти видения не всегда устойчивы. Если они растворяются сами собой, это может быть признаком того, что мы близки к обретению Радужного Тела.
Видения бывают двух разных видов: чистые и нечистые. На заключительной стадии все наши видения становятся чистыми. Но нашей обычной повседневной жизни свойственно нечистое видение. Есть двое врат, которые необходимо открыть: чистые и нечистые, и каждые подразделяются еще на четыре, так что всего получается восемь врат. Они соответствуют разновидностям возникающих видений.
Видения тодгал возникают сами собой из Естественного Состояния, а то, как они развиваются, зависит от наших личных способностей, уровня очищения и т. д. Но если, например, перед нами появляется учитель и дает какие-то учения, это уже не видение тодгал, а чистое видение (даг нанг: dag snang). Оно вызвано и обусловлено той или иной причиной или кармической связью. Примерами этого являются видения Гуру Падмасамбхавы, которые были у некоторых тертонов. Эти чистые видения появляются вследствие причины, или семени, заложенного в поток сознания тертона в течение предыдущей жизни, когда он был личным учеником Гуру Ринпоче и общался с ним.
Видение же тодгал не имеет никакой внешней причины - оно возникает исключительно изнутри, из нашего Естественного Состояния, пребывающего в сердце. Оно естественно и спонтанно, не имеет никакой предшествующей причины и являет собой свободное спонтанное творчество (цал), неотъемлемое от Естественного Состояния - нашей врожденной природы будды.
Лопон Тендзин Намдак