nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

О работе с пятью основными ядами

Нет описания фото.

Из всех факторов, подлежащих отбрасыванию, проще всего обнаружению поддаются пять коренных ядов, а именно: алчность, ненависть, невежество, ревность и гордость. Это самые главные загрязнения, которые мы должны в себе выявить. Мы должны разобраться в том, каким образом эти загрязнения управляют нашей жизнью. Любопытно здесь то, что стоит нам приступить к работе над каким-нибудь одним ядом, как в отношении остальных четырёх тоже начинаются подвижки. Так что можно смело браться за тот фактор, с которым проще всего иметь дело, и заниматься им. Неведение, согласно учениям, – это самый тонкий фактор, поэтому с ним взаимодействовать напрямую не получается. С другой стороны, алчность и привязанность очень грубы, они захватывают нас всецело. А ненависть, по сути, представляет собой выражение недовольства, исходящее от алчности, не способной насытиться. Нам это чувство кажется оправданным, поскольку оно есть протест против неудовлетворённости наших желаний. Не будучи реализованной, жажда обращается в жестокость.

С ненавистью тоже трудно работать напрямую. Прежде нужно разобраться со своей жадностью – умерить желания, сделать их более простыми. Каждому страстному желанию сопутствует ненависть; а это значит, что чем меньше желаний мы испытываем, тем меньше ненависти порождаем. Если какие-то вещи, с нашей точки зрения, должны быть сделаны непременно, то препятствия к их осуществлению мы будем ненавидеть. А ненависть приводит к злости, ревности и высокомерию. Но если наши запросы невелики, а желания формулируются лишь в общих чертах, то ненависть не будет иметь возможности нас донимать – она в нас попросту умрёт с голоду. Итак: если наши страсти сильны, то мы в изобилии порождаем ненависть; а порождая ненависть, мы создаём основу для возникновения всех прочих дурных эмоций.

Первое, что мы должны сделать, это уменьшить число объектов желания. Именно поэтому большинство практик предполагает нахождение в тихом уединённом месте, где отвлекаться не на что. Мы же не ходим делать практики в какой-нибудь торговый центр, где у нас глаза разбегаются от обилия блестящих предметов, упакованных так, что они кажутся гораздо шикарнее, чем на самом деле! Но если мы уходим в затвор, выбрав для этого какое-нибудь спокойное место, в котором нас мало что отвлекает, то наши потребности там сокращаются, а сознание становится более сосредоточенным. Мы разгружаем каналы восприятия, и гнев утихает – просто за счёт того, что мы отдалились от условий, способствующих умножению неутолённых желаний.

Буддийская традиция придаёт выполнению ретритов очень большое значение, поскольку в условиях ретрита с факторами, подлежащими отбрасыванию, проще справиться. И это не просто объекты, которые в принципе можно отбросить; их нужно отбросить, поскольку они совершенно для нас бесполезны и приносят лишь вред. Ненависть, ревность, высокомерие – источником всего этого является неудовлетворённость. Фактор неведения тоньше, и сейчас мы не будем подробно говорить о нём; но нужно понимать, что он занимает главенствующее положение, действуя постоянно и на всех уровнях. Говорится, что когда человек обнаруживает в себе пять ядов и принимает решение от них избавиться, то его желание очиститься есть веское доказательство того, что он обладает природой Будды.

...Живя в доме, где каждые несколько лет делается ремонт и который поэтому всё время неплохо выглядит, можно ни разу не задуматься над бренностью человеческих построек и всего прочего. В лесу игнорировать универсальные законы гораздо труднее. Но когда мы видим красоту и гибкость природы, то легче принимаем старость, разрушение и смерть. Осознав в себе пять качеств, подлежащих отбрасыванию, далее мы, в меру своих возможностей, пытаемся с ними работать. С этого момента мы начинаем ощущать, что учения имеют самое непосредственное отношение к нашей жизни, и наша связь с дхармой становится по-настоящему прочной – а это очень важно, потому что если эта связь слаба, то человек склонен развивать привязанность к конкретным учителям, или к иерархии, или к своему положению в ней. Эта связь соединяет нас с дхармой, как узлы соединяют нить и ткацкий станок. Но она возникает только тогда, когда мы видим в учении средство от собственных пяти ядов.

Лама Чодак Юток
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments