nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

Движения ума подобны кругам на воде

Круги на воде - Стихи и Проза России

Махасидха Наропа в своем тексте «Ясно изложенная сущность пяти ступеней» (тиб. Rim lnga bstus pa sal ba) объясняет:

«Состояний вещей два: состояния тела и ума — грубое, тонкое и очень тонкое — общее и специальнoе должны быть поняты последовательно». Данное высказывание относится к описанию состояний основы, основы для практики стадии завершения высших Тантр, то есть работы с умом посредством манипуляций с праной, нади и бинду.

Перечислены следующие состояния:

1) состояние (тонкого) тела;
2) состояние ума;
3) состояния, общие для (тонкого) тела и ума;
4) специальные объяснения состояний (тонкого) тела.

В разделе «состояние тела» рассматривается структура тонкого тела, состоящего из ветров (пран), каналов (нади) и сфер-семян (бинду). Но самое важное, объясняется, что ментальные феномены имеют свои «энергии-носители», протекающие по определенным каналам. Если изменяется ток праны из одних каналов в другие, то соответственно меняется и характер мыслей, чувств, ощущений. И именно это положение является основой для методологии манипуляций с праной и бинду ради постижения более тонких состояний ума, вплоть до осознания природы ума, что само по себе дарует освобождение от самсары при жизни. С подробным объяснением этих состояний и соотношений можно ознакомиться в книге по практике Ваджрабхайравы [Geshe acharya Thubten Loden. Ocean of indivisible method and wisdom. Melbourne, Australia, 1999.].

Данная теория нашла свое место и в тексте Кашмирского Шиваизма — Спанда-шастре: «Васиштха сказал… О, Рагава! Из движения праны возникает движение мысли; из самого этого движения возникает движение сознания, переходящее в круговое движение, подобно волнам, возникающим из движения воды. Авторы Агам говорят, что сознание является круговым вибрирующим движением праны; когда это движение прекращается, то ум умиротворяется. Когда движение ума успокаивается, то самсара тает и исчезает».
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments