
Когда долго сидишь взаперти, всё меньше осознаёшь условия как именно "мои", самочувствие как именно "моё". Теряются в цене и выцветают идеи совершенства и несовершенства ощущений. И иллюзорность как идея... Короче, только как идея. А бытие - просто бытие, безыдейно как-то длится само себе, и есть не просит, ни объясненья. Простые условия ретрита не развлекают)), что и зачем тут объяснять?
Вот Бронислав наш Виногродский говорит дельное:
"Главная ценность на пути управления обстоятельствами – это постоянство движения.
Это качество нельзя определить словами, ибо любое определение приводит к прекращению
движения.
Источник постоянства движения лежит в изначальной целостности разума художника...
Эта целостность не подчиняется воле обыденного человеческого сознания.
Когда понимаешь, как устроено это движение, все остальные части состояния подчиняются этому устройству".
Тело - устройство обстоятельств и помогает их понять. Но видеть себя в зеркале ещё не пониманье.
"Пока мы упорно продолжаем считать, что отвлекаемся по каким-то внешним причинам, ценный опыт, увы, нам не светит. Но вот если мы сможем увидеть в своём отвлечении некоторый внутренний процесс, у нас появится больше шансов получить видение опыта. Что есть отвлечения для нас?
Восприятие отвлекающих моментов меняется по мере того, как мы продвигаемся в медитации. Сначала нам кажется, что никаких отвлечений вообще не должно быть. Потом мы постепенно перестаём отвергать их. Мы начинаем понимать, что отвлечения не отдельны от медитации, а являются её важной составляющей. Они перестают пугать нас и становятся вехами нашего развития. Осознавая наличие отвлечений, мы стараемся, тем не менее, оставаться спокойными и умиротворёнными. Отвлечения более не являются чем-то независимым. Мы осознаём, что они преходящи. И когда это осознание приходит к нам, отвлечения исчезают. Если поблизости, например, играет музыка, то мы, конечно, всё равно её слышим, но слышим уже по-другому. Мы не отталкиваем её, а используем как фокус внимания. На самом деле, внимание вполне можно переключать от объекта медитации к тому, что нас отвлекает. Тут как раз видение опыта и вступает в действие.
Поскольку социум (и большой, и малый) настраивает нас только на один способ восприятия, альтернативные мы должны вырабатывать у себя сами. И чем больше мы занимаемся формальной практикой, тем больше у нас возможностей для развития видения опыта. То, что мы делаем со своими отвлечениями и болью во время медитации шаматхи, много говорит о том, как мы вообще взаимодействуем со своим загрязнённым восприятием. И тут не нужно пытаться немедленно всё изменить. Если вы, находясь в машине, на полном ходу резко надавите на тормоза, то с большой вероятностью попадёте в аварию. Сначала необходимо убавить скорость, потом уже – останавливаться. Сансара немного похожа на американские горки – мы несёмся по ней с безумной скоростью. И если нас оскорбляют или как-то ещё выводят из равновесия, то, как правило, мы не успеваем выбрать оптимальный вариант поведения, а просто реагируем так, как привыкли.
Видение опыта возможно при любых умственных способностях, от крайне скудных и до исключительно высоких, но проявляться оно будет по-разному.
Фундамент устойчивого видения опыта – наши собственные страдания". (Лама Чодак Ютог, "Ламдрэ: Заря просветления")