
Некогда я столкнулся с точкой зрения, что раз имя Гаруда пришло из Индии, значит и практики Гаруды тоже оттуда. Но это не так. Потому что дело вовсе не в имени. Вся история древнего царства Шанг-Шунг связана с Гарудой, которого там называли Кюнг (Шунг - это одна из форм, как говорят нам различные исследования царских династий Шанг-Шунга). Вот, в частности, что пишет Намкай Норбу Ринпоче:
Гаруда символизирует элемент Огонь, поскольку в традиции бонпо Гаруда— одно из важнейших божеств, олицетворяющее силу энергии. Огонь вообще является выражением энергии. Например, практикуя визуализацию с мантрой, мы представляем красный цвет наподобие огня, что является выражением энергии. В традиции бонпо есть ритуалы, называемые "вал" и "цо". Вал - слово на языке Шанг-Шунга, на самом деле означающее пламя (и так же называется обширный цикл древних добуддийских тантрических практик - прим.); Цо - это своего рода сущность огня, что-то наподобие жидкого огня, если бы он существовал (Цо также называется огромный бонский раздел магических мантр, связанных с Хаягривой, чьё санскритское имя в данном случае тоже не играет ведущей роли - прим.). В традиции бонпо есть множество разновидностей этих практик. Огонь считается важнейшим символом энергии. Например, выполняя ритуал, мы всегда используем светильник. Многие полагают, что светильник нужен лишь для того, чтобы что-то освещать. Конечно, это верно, если темно и мы ничего не видим. Но в ритуалах светильник олицетворяет огонь, пламя, и это куда важнее, чем освещение.

Бонские защитные мантры Гаруды
Некоторые говорят: "Тибетцы используют в храмах масляные светильники, но в наши дни лучше и легче использовать электричество, так почему бы нам не использовать электрический свет?" Это было бы верно, будь нам нужен лишь свет. Но если мы думаем о чем-то ином, например, о присутствии пламени, то есть явная разница между масляным светильником и электричеством. В проявлении Гаруды всё предстает перед нами в огненном измерении, вот почему Гаруда считается основным символом элемента Огонь (на иллюстрации - пример бонского Кюнга и его мантры - прим.). Такова идея, или точка зрения, древней традиции бонпо, в которой энергия объясняется подобным образом.
Сегодня и в буддийских тантрах есть много практик Гаруды. Они обычно используются в медицине и целительстве. Есть сотни тысяч различных мантр и практик Гаруды. Они очень полезны, поскольку у нас вечно есть проблемы, связанные с физическим телом, с энергией. Мы подвержены вредоносным энергетическим воздействиям со стороны различных существ. Под вредоносным энергетическим воздействием мы подразумеваем не просто обычную энергию. Скорее, речь идет об энергии, которая контролируется определенными классами существ - их сотни тысяч, миллионы, мы даже не знаем, сколько их. Не все они обладают состраданием и имеют добродушный характер — в сансаре есть всякие существа. Среди них немало и тех, кто способен управлять энергией. Мы же, в свою очередь, не зная об их существовании и не понимая, что в действительности происходит, зачастую провоцируем их и в результате подвергаемся вредным воздействиям с их стороны.