nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

О различиях между внешними и внутренними тантрами

Картинки по запросу "хеваджра"

В Аннутара-тантре принцип действия божеств таков - они проявляются как пример. И я должен следовать этому примеру (по принципу "Будь, как Будда, пока не станешь Буддой" - прим.). В этом состоит метод трансформации, он учит, как можно преобразовать себя. Здесь нет такого представления, что вне меня существует божество, а я нахожусь перед ним и прошу у него помощи. Скорее, я превращаюсь в это божество. Здесь божество, мандала становятся средством, с которым я объединяюсь и которое использую.

В разнообразных вариантах и уровнях Аннутара-тантры существует множество форм божеств. Образ их бытия, а следовательно, и все те подношения, которые я могу им предложить, символизируют противоположность нашим привязанностям, нашим привычкам, нашим представлениям о приятном. Например, нам нравятся хорошие духи, приятные запахи. И эти приятные запахи или духи становятся нашей привязанностью. А в принципе, с позиции основополагающего состояния, аромат духов или неприятный запах - одно и то же. И для того чтобы достигнуть такого понимания одинаковости, тождественности приятного и неприятного, мы, вместо того, чтобы поднести благовония, подносим что-то совершенно противоположное.

И по этой же причине мы вместо того, например, чтобы сделать подношение в чаше, украшенной драгоценными камнями, делаем его в капале, чаше из черепа. Вместо того, чтобы поднести сладости, конфеты и красивые шоколадки, мы можем поднести мясо, кости и кровь. Вместо драгоценных украшений будут украшения из черепов. И всё это исходит из принципа преодоления привязанности и разрушения привычки.

Этот принцип весьма отличен от принципа йога-тантры. И вводить его на фоне того, что было привычно для тибетцев, оказалось бы довольно рискованно. Поэтому во времена правления царя Трисон Деуцэна, того самого, который пригласил в Тибет Падмасамбхаву, в Самье было воздвигнуто много храмов и каждый из них посвящали одной из йога-тантр. Но ни один не был назван по имени одной из ануттара-тантр.

Фактически ануттара-тантра была публично запрещена. Нельзя сказать, что была неизвестна или что царь её не практиковал. На самом деле, царь был одним из главных практиков ануттара-тантры. Однако многое из поведения, стиля, внешнего проявления, характерного для ануттара-тантры, весьма смущает и будоражит тех, кто к ней не привык, особенно когда её затрагивают в контексте буддийского учения в целом. Просто это не совпадает с общей точкой зрения. Поэтому ануттара-тантра оставалась закрытой, а народу демонстрировали йога-тантру. И тибетские учителя постепенно, на протяжении веков, всё больше облачали ануттара-тантру в одежды йога-тантры. В этом нет никакого вреда. Можно прекрасно практиковать, используя и этот метод. Но иногда люди перестают улавливать различие. Они совершенно не могут отличить йога-тантру от ануттара-тантры.

Например, сначала статуя Хеваджры существовала исключительно для того, чтобы дать идею, образ окончательной визуализации и трансформации. А статуя Авалокитешвары существует, может существовать ещё и для того, чтобы оказывать ей почести, молиться перед ней. Но ведь это два совершенно разных подхода. А сегодня, если вы войдёте в храм, то увидите, что всем статуям ануттара-тантры поклоняются и делают подношения в точном соответствии со стилем внешней йога-тантры. Поэтому многие не могут получить ясного представления, не могут понять разницы.

Намкай Норбу Ринпоче
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments