nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

Лоджонги из Чецун ньинтиг и три способа тренировки (блаженство, ясность и пустота)

Однажды Дромтонпа спросил Атишу: «Вы никогда не даете мне учений по тантре... Один сплошной «лоджонг»... Почему?» На это Атиша ему ответил: «Ты самый подходящий сосуд. Мне больше некому передать это учение, поэтому я даю его только тебе. Другие, услышав такие слова, скажут: «У меня и без этого хватает проблем», и откажутся от Дхармы». Когда человек очень голоден, даже если при этом у него язва желудка, он не воспринимает слова о пользе или вреде той или иной пищи. Он возразит: «Пустяки, подумаешь, вредно-полезно, что нашел, то и съел». Людям с таким настроем нельзя говорить жесткие, пусть и правдивые вещи.

Ученики Намкая Норбу Ринпоче часто не занимаются нёндро как таковым и практиками тренировки ума (лоджонг). Но это не значит, что Ринпоче никогда не давал таких учений. В его системе практик используются 7 лоджонгов из "Четцун Ньинтиг" (учение Чецун Сенге Ванчуга - реализатора радужного тела). Кратко преподанные, они объясняются Учителем так:

Объясняя семь видов Тренировки Ума, касательно первого Великий Чецун Сенге Ванчуг /9/ сказал: "Все совокупности [скандхи] непостоянны; они как пузыри на воде". Нужно тренировать свой ум таким образом, в отношении непостоянства.

Касательно второго Великий Чецун сказал: "Все счастье сансары воспринимается нами таковым лишь пока оно присутствует, но в действительности оно является страданием: это можно сравнить с созреванием ядовитого плода". Нужно тренировать свой ум таким образом, относительно того факта, что Сансара есть состояние страдания.

Касательно третьего, Великий Чецун сказал: "Нет конца различным видам вторичных причин, подобно всяким образам, они следуют один за другим, подобно смене отражений на воде". Нужно так и тренировать свой ум, помня тот факт, что странствия сансары не имеют какой-либо сущности.

Касательно четвертого, Великий Чецун сказал: "Все действия этой жизни, любого рода, не являются реальностью, но подобны сну, прекрасному или кошмарному, как некоторое переживание в то время, когда мы спим". Так и нужно тренировать свой ум, помня тот факт, что нечто всегда обусловлено иллюзорным видением".

Касательно пятого, Великий Чецун сказал: "Плод святого Освобождения - это никогда более не возвращаться к страданию: это подобно исцелению кого-либо от оспы". Таким вот образом необходимо тренировать свой ум, размышляя о достоинствах святого Освобождения.

Касательно шестого, Великий Чецун сказал: "Наставления святого Учителя подобны пути, ведущему наверх в прекрасный дворец освобождения: это как прекрасная лестница". Таким вот образом необходимо тренировать свой ум, размышляя о том, как трудно найти соответствующие условия для практикования учений, т.е. драгоценное человеческое рождение; как сложно встретить святого Учителя и овладеть учениями глубокого пути Дзогчена; и как сложно то, чтобы эти три присутствовали вместе.

Касательно седьмого, Великий Чецун сказал: "Спокойное состояние, не обусловленное мыслями, является основой для любых форм созерцания - подобно плодородной земле". Таким вот образом следует тренировать свой ум и входить в спокойное состояние [шаматха, ни-нэй, ней-па] ( прим. перев. ), не обусловленное мыслями.

Примечание Намкая Норбу Ринпоче: "Чецун Сенге Ванчуг - один из важнейших мастеров Дзогчен, который возобновил непрерывность реализации тела света. Некоторое время это не происходило, и Чецун Сенге Ванчуг возобновил это снова, он не оставил тела. Сказано, что у него был физический контакт с Вималамитрой. Они провели три месяца вместе, и он получил все учения, одно за другим, серии Упадеша Дзогчен. И, таким образом, говорится, что он смог преподавать их другим. Это не только вопрос слов, но он не оставил своего тела. И потом началось так, что многие-многие из его учеников и последователей не оставили тела. Такова история линии Упадеши серии Дзогчен".

Также и Адзом Другпа Ринпоче сказал: "Есть множество специальных методов медитации, но в системе собственно Дзогчена говорится, что имеется три:

Первый это "главный принцип тела", когда собственное тело представляется пустотным, прозрачным и в центре этого тела представляется центральный канал Ума (dbu ma), у которого четыре признака, и шириной он с бамбуковую трость. На его вершине визуализируется слог "ХАМ", белый, верхушка которого трижды изогнута. Этот слог, который выглядит, как бы источающим нектар, подобно каплям росы, представляет собой природу Великого Блаженства метода. Внизу канала, ниже пупка визуализируется буква "а", красная, которая представляет собой природу энергии, как бы испускающая пламя.

Затем вы очищаете нечистое дыхание, и, мягко толкая вниз верхний воздух, а наверх поднимая нижний, представляете букву "а", постепенно разгорающуюся от огня туммо
(gtum mo), который, подобно электрическому току, возрастает до тех пор, пока жар не коснется буквы "ХАМ", заставляя ее расплавиться, источая капли нектара блаженства вниз на "а", та же, в свою очередь, усиливает огонь. Затем следует представить, что огонь [жар] и волны блаженства неотделимы друг от друга, заполняя три канала и четыре чакры, и вы представляете, как все это увеличивается.

Не отвлекаясь ни на что другое, в области сердца визуализируется ярко-белая буква "А", и сохраняя такое присутствие, задерживают дыхание (кумбака). Когда вы уже не можете продолжать задержку, то выдыхаете энергично, выдох долгий и незаметный, и таким образом, постепенно у вас получается "Великая Кумбака". Таким образом, появится мудрость единства блаженства и пустоты, мудрость, полностью находящаяся за пределами представлений.

Второй способ медитации таков: выдыхая медленно через обе ноздри, вы представляете, что все видимое растворяется в синем цвете, цвете природы пространства. Выдержав паузу после выдоха и сохраняя это присутствие, вы медленно вдыхаете, представляя, что синий свет входит в ваше тело через левую ноздрю и заполняет область ниже пупка воздухом элемента пространства, а затем вы делаете задержку (кхумбака). Можно также представлять противоположное ощущение воздуха, в зависимости от того, горяча или холодна ваша природа. Если вы привыкните медитировать подобным образом, возникнет мудрость единства ясности и пустоты, мудрость, полностью находящаяся за пределами всяких понятий".

Третий способ медитации таков: отсечь все мысли трех времен, и, отпустив свой ум, дать ему расслабиться в его собственном состоянии, сохраняя присутствие в этом состоянии. Это Мудрость Дхарматы, совершенно за пределами всяких представлений.
Это является мерилом завершения тренировки". Таким вот образом тренируют свой ум, согласно указанному.

НАМКАЙ НОРБУ РИНПОЧЕ, "ЛЕСТНИЦА К ОСВОБОЖДЕНИЮ" (Перевод с тибетского и издание Кристианы де Фалько)

Chetsun Senge Wangchuk and lineage | Buddhist art, Thangka painting,  Buddhism
Чецун Сенге Ванчуг и линия передачи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments