В тибетском языке есть два слова: дренпа (dran pa) и шежин (shes bzhin). Дренпа означает память, запоминать; шежин означает подлинное осознавание. Эти две вещи всегда должны быть вместе, это фундаментальная основа учения. Что обычно понимают под "осознанностью"? Обычно это нечто простое, не имеющее отношения к духовным вещам.
Если вы говорите с человеком, вы должны осознавать, что обращаетесь к нему и осознавать, что говорите. Вы должны жить в том, что делаете и говорите. Если гуляете, то никогда не нужно забывать, что гуляете; если ведёте машину — должно быть присутствие того, что ведёте машину. Но обычно так не бывает, мы всегда отвлекаемся.
Сначала вы думаете: "А, я делаю вот это", а затем, пока это делаете, то отвлекаетесь и думаете о другом, затем о третьем. Потому-то и случаются многие неудачи. Например, перед вами стоит стакан, но вы на секунду отвлеклись, и он упал, или при ходьбе вы постоянно спотыкаетесь и опрокидываете разные вещи, как дети. Это называется отвлечение. Если вы делаете что-то, сохраняя осознанность в целом, такого не произойдёт. [...]
Я уже говорил вам, что это не мгновенное присутствие, потому что быть в присутствии означает, что у нас есть своего рода внимание, а мгновенное присутствие - за пределами внимания. Но если вы присутствуете со вниманием, то объединиться с мгновенным присутствием очень легко. Постарайтесь научиться этому в повседневной жизни. Вы практикующие, так что обращайте внимание на то, что вы думаете, отмечайте движения. Это вовсе несложно. Конечно, это сложно, если вы никогда не тренировались, но всё становится простым, как только научитесь.
Действовать осознанно называется по-тибетски шежин. Такая осознанность всегда должна сопровождаться памятью, дренпа. Иначе одной осознанности недостаточно. Вы очень хорошо знаете, что если выпьете яд, то умрёте, и также хорошо знаете, что в стакане перед вами яд, но, к примеру, заболтавшись с кем-то вы отвлеклись, забыли и выпили его. Тогда вы умрёте. Осознанности было недостаточно, потому что вы на самом деле выпили его. Поэтому памятование очень важно. У вас всегда должно быть присутствие осознанности. Когда у вас эти две вещи будут вместе, какую бы практику вы ни делали, она будет полной и точной.
Намкай Норбу Ринпоче