Очевидно, что история происхождения Циу Maрпo происходит в легендарном времени, в неопределенном прошлом. Такая неопределенность является характерной особенностью космогонического повествования. Мифическое предсуществование Циу Марпо в буддийском государстве Хотан является общим мотивом, который часто можно найти среди историй тибетских Защитников. Кроме того, частотен и мотив того, что эти божества были в прошлых жизнях буддийскими монахами, которые регрессировали в своей практике. Перерождение Циу Марпо в земле демонов под названием Чонгри Зангцо тоже имеет такой же характер: считается, что эти земли существуют в реальной географии Тибета, хотя названий собственно географических у них нет, а есть лишь родовые обозначения направлений. Имя Циу Марпо явно отличается от имени другого божества по имени Янглебер, который также был князем Хотана в предыдущей жизни.
Тибетцы имеют склонность к восприятию окружающий географии как сакрально многослойной. Кроме того, среди тибетцев широко распространено мнение, что есть скрытые земли, доступные только духовно сведущим практикам. Могу рекомендовать по этой теме едва ли не единственную приличную книгу за европейским авторством (остальные составлены из общих мест и повторов) - Эдвин Бернбаум, "ПУТЬ В ШАМБАЛУ" http://hpb.narod.ru/shambala.htm. Она хороша не только в плане цитат из тибетских источников, но и тем, что автор сам предпринял путешествие в одну из скрытых земель, имея верное понимание этой темы, предположительно достиг успеха и описал своё путешествие.
Циу Марпо говорит Падмасамбхаве, что его обитель - некое кладбище в Индии, а также конкретная пещера в провинции Цанг.В самом деле, хотя Защитник со свитой впервые встречает Падмасамбхаву в Индии, он и его всадники позже приветствуют духовного учителя при его въезде в Тибет. Это важно по двум причинам. Во-первых, это означает, что Циу Марпо и его свита были доступны везде, - понятие, которое устанавливает основу для ритуального умиротворения. Во-вторых, жилище Защитника в Индии связывает его с землей, высоко почитаемой в крупных тибетских историях и
тантрах - верховенство Индии постоянно подчёркивалось особенно в школах Сарма. Это делает данного Защитника весьма важным, несмотря на то, что он считается мирским божеством. На связь с Индией также указывает текст коренной тантры Циу Марпо, которая начинается с заголовка в тибетской транслитерации санскрита. В то же время мы имеем связь Защитника с Самье, а это первый буддийский монастырь в истории Тибета. Правда, потом были открыты терма этого Защитника, и далее его фигура уже помещалась и в "медноцветных землях якшей", и в Самье, и в Бадхахоре, и в Хотане, и на Небесах 33-х богов, и в некоей земле даков.
Важно отметить, что защитные божества не являются строго неисторическими. Конечно, эти божества часто действуют в пределах времени и связаны с различными событиями, с политической историей Тибета через своих оракулов среди лам.
Коренной текст Циу Марпо был открыт как терма бутанским махасиддхой Пема Лингпой в 16-м веке. Привязка этого Защитника к монастырю Самье появилась, судя по текстам, в 18-м веке. В коренном тексте он описывается как имеющий блистательный зеленовато-красный цвет тела. Его красные волосы объяты пламенем, метеоры возникают из его глаз, кровавый град падает изо рта, метели из болезней вихрем сходят от ноздрей и ядовитые змеи - из ушей. Он носит плащ красного шелка с рукавами пестрого голубого атласа. На голове лежит величественный тюрбан из красного шелка, и вокруг его талии - пояс с золотыми украшениями. Он родился с блеском ста тысяч солнц.
В тексте одного из призываний говорится, что поверх закрученного волнами океана в промежуточном пространстве, на фоне частей тела и трупов врагов, демон насилия Циу Марпо яростно свистит (так иногда можно слышать произношение биджа-слога ХРИ, как свистяще-шипящее ЩРИ - прим. Нандзед Дордже)). Его лицо собрались в гневной гримасе и его верхние зубы грызут нижнюю губу. Он наделен знаками героя. Он размахивает красным копьём в правой руке. Левой рукой он держит лассо могущества демонов, которые светится, как лучи солнца. Он бросает его так быстро, как молния, и собирает жизненную энергию противника.
На правом боку его - колчан из шкуры тигра, а на левом боку - лук, покрытый шкурой леопарда. Он ездит на черной лошади с белыми пятками. На голове он носит шлем из кожи, украшенной перьями грифов-стервятников, а на его теле - бронированный панцирь, покрытый мёртвыми скорпионами. Собрание вокруг него состоит из ста тысяч демонов-солдат, двадцати тысяч групп из змей-демонов, бесчисленных небесных демонов, а также безграничного собрания соколов, орлов, тигров, леопардов, обезьян и так далее. Перед ним идут пять сотен монахов в лакированных шляпах, говорящие истинные слова Дхармы. Справа от него идут пятьсот заклинателей в черных шляпах и одеждах нгагпа, изгонящих злых духов, они несут кинжалы пурба, чаши из черепов и произносят жестокие мантры. Слева от него - пятьсот вооруженных мужчин с мечами и щитами, они излагают смелые речи. Позади идут пятьсот черных женщины и кричат проклятия. Начальники этих четырех групп окружены эманациями вместе с эманациями этих эманаций. Все божества и их свита, которая наполняют всю землю, украшены слога OМ - на лбу, слогами Ах на горле и слога ХУМ - в их сердцах.
Эта история Цимара описана в тантре Ваджракилы "sPu gri dmar po'i rgyud" ("Тантра красного лезвия"), которую открыл тертон Пема Вангьял в Самье Чимпху. Вот вкратце её изложение. Во времена Будды Осунга (санскр. Кашьяпа) в местности Чангра Мугпо (lCang ra smug po) у царя Лидже Сангва (Li rje gsang ba) и царицы Утпали Дагмо (Utpal'i bdag mo) родился сын по имени Чорпо (mChor po). Когда сын подрос, он почувствовал разочарование в сансаре и принял обеты гелонга (полные монашеские обеты). С тех пор он пребывал в медитации, уединившись в лесу. Однажды принцесса по имени Деваджин (bDe ba 'byin), дочь правителя данной местности, пришла искупаться в пруду возле леса. Во время купания её укусила огромная змея. Гелонг увидел это и спас принцессу, приложив вытяжку из трав на место укуса. Но окружение принцессы и её слуги, увидев гелонга рядом с принцессой, донесли царю, что монах и принцесса имели интимную близость. Не проведя должного расследования, царь послал палачей, чтобы убить гелонга. Когда принцесса узнала об этом, она сказала царю о том, что в действительности гелонг спас ей жизнь. Но царь не послушал её. Тогда принцесса заявила: "Несмотря на то, что мы с гелонгом остались невинными, ты внял наветам слуг и свиты. Пусть в будущем я буду рождена сестрой гелонга и убью тебя и всё твоё окружение". Сказав это, она бросилась с обрыва, покончив жизнь самоубийством. Гелонг, узнав о намерении царя, оседлал лошадь и скакал прочь, пока не нашёл укрытия в другой стране под властью другого правителя.
Некоторое время спустя гелонг Чорпо, не выдержав тяжести переживаний, связанных с прежними событиями, ожесточился сердцем. Он стал убивать мужчин, отрезая им головы, и насиловать женщин. Когда правитель узнал об этом, он организовал отряд для его поимки и казнил его. Умирая, Чорпо произнёс: "Переродившись — я убью царя и всё его окружение".
Сразу после смерти он родился сыном царя горных духов Давы Тхокара и Ноджин Донгмарвы, неподалёку от устрашающего кладбища в западной стороне. Девушка, которая в прошлом была принцессой Деваджин, родилась у этих родителей и получила имя принцесса Ченчигма (sPyan gcig ma). Силой своих молитв сестра и брат выросли вместе и уничтожили царя и его окружение. Далее они продолжили приносить беды местному населению, пока Пал Тачог Ролва (санскр. Хаягрива) не разгневался. Он взял их сердца и связал их обетами. Он также дал им наставления по "sNod sbyin spu gri dmar po'i rgyud". После этих событий дакини Дордже Деджема (mKha' 'gro ma rdo rje bde byed ma) записала всё это в виде наставлений и сокрыла в расщелине скалы Дуртро Мери Барва (Dur khrod me ri 'bar ba), поручив охранять это место Ява Кьядуну (Ya ba skya bdun).
Когда Гуру Падмасамбхава прибыл в это священное место, ему преградил путь Ява Кьядун. Гуру Ринпоче предстал пред ним в гневной форме. Так он подчинил защитника. Ява Кьядун совершил пред ним простирания и попросил прибежища. Гуру Ринпоче спросил его, кто он такой. Ему был дан ответ: "Я вредоносный дух Циу Мар, которого Пал Тамдин (dPal rta mgrin, санскр. Хаягрива) уполномочил быть защитником Дхармы". Гуру Ринпоче связал его обетами и дал имя Кункхьяб Дордже Драгпоцел (Kun khyab rdo rje drag po rtsal). Позже Гуру Ринпоче извлёк полный текст терма, посвящённый Циу Мару. Впоследствии, когда Гуру Ринпоче прибыл в Тибет, он пригласил с собой этого защитника и принёс все тексты с наставлениями по его практике. Он сокрыл их как клад в груди статуи Тамдина в Самье Тамдинлинге. Он также назначил его защитником тантры Тамдин Дрегпа Зилнон (rTa mgrin dregs pa zil gnon).
Есть и другая версия происхождения этого защитника. Она описана в работе Пема Гарванга Лодро Тхае под названием "Снисхождение благословения молниеносной активности тантры тёмно-красного защитника якши Хаягривы" ("rTa mgrin gsang ba 'dus pa'i bka' srung gnod sbyin dmar nag gi 'phrin las rjes gnang dang bcas pa glog zhags 'khyil ba"). Этот великий защитник внешне является владыкой восьми классов могущественных богов и духов (lha srin sde brgyad rje po). Внутренне он — Намсе Дунгмарчен (rNam sras mdung dmar can). Он может чудесным образом проявляться как Ваджрапани, злобным духом планет, стервятником, планетой Марс и т. д. Он также принимает форму Дрегпа Рангьюпы (Dregs pa rang rgyud pa) для того, чтобы защитить учение ваджраяны (gsang chen rdo rje rtse mo'i bstan pa).
Когда Гуру Ринпоче, практикуя освобождение методом единения, сам принял форму Шантаракшиты на северо-западе великого кладбища Шива Цал, в месте под названием Хечен Делва, этот дух был рождён вредоносным якшей Тагша Донгмаром (gNod sbyin gdong dmar — Красноликий Вредоносный Дух). После смерти дух переродился сыном Пхунгдже Шенпа Марнагом (Phung byed shan pa dmar nag) у якши Рагша Бардже (gNod sbyin rag sha' 'bar byed) и демоницы-ракшаси Синмо Маршамы (Srin mo dmar sham ma). В тантрических и магических силах ему не было равных, он стал владыкой восьми классов богов и духов. В то время Ваджрапани взял его сердце и связал его обетами. Он доверил ему защиту учения Будды. Со своей стороны, этот якша поднёс Будде свою тантру.
Позже, когда Гуру Ринпоче пребывал в Янглешо (Yang le shod) в Непале, этот дух сам пришёл к Гуру Ринпоче, поднёс ему своё сердце и передал традицию своей практики, а также поклялся защищать Дхарму. Со своей стороны Гуру Ринпоче назначил его особым защитником Дхармы и составил множество длинных, кратких и средних его садхан, которые скрыл в виде терма. Эти истории несколько отличаются, но, несмотря на это, ясно, что позже он стал официально признанным защитником Дхармы и в наше время широко известен под именем Самье Чокьонг Ченпо (Великий Защитник Дхармы Самье).
Огромный меч, пучки копий, куски брони и т.д. хранятся в дугане Цимара в Самье. Что-то, конечно, было восстановлено после разрушения в период Культурной революции, но есть мнение, что связь Циу Марпо с этим местом нарушена и Защитник ушёл в Индию за ламами вместе с оракулом Нейчунга. Правда, на втором этаже храма в Самье стоит статуя Защитника.
Связь с Защитником Циу Марпо признаётся всеми четырьмя школами тибетского буддизма. Так, в сакья есть как минимум три ритуальных текста, связанных с ним, а в гелуг призывания его создал 3-й Панчен-лама. В гелуг он почитается особенно в связи с тантрой Ваджрайогини, это его форма называется Кхаче Марпо. Вот ещё один пример ритуального текста в гелуг - это хвала, написанная Пятым Далай-ламой.
ВОСХВАЛЕНИЕ КХАЧЕ МАРПО (kha che dmar po):
Едет в седле драгоценной лошади, обладающей силой ветра,
Пересекая вселенную в одно мгновение,
Хвала Якше Кхаче Марпо, стражу Учения.
Очень свирепый, имеющий закусанную нижнюю губу,
Три глаза, сверкающие солнцем и луной, высматривающие врагов.
Проявляющий посланников, забирающих жизнь лживых советчиков,
Хвала освободителю от десяти врагов.
Носящий кожаную броню, флаги, цветной наряд и кожаный шлем с флагом победы,
Сокровищница девяти благих символов,
Связываешь врагов арканом, прокалывая их сердца копьем,
Хвала тебе и твоей свите.
Восхваление написано Пятым Далай-Ламой (собрание сочинений Пятого, том Da фолианты 147r-148r). По утверждению колофона, Кхаче Марпо сам просил Пятого Далай-ламу написать этот ритуал.
В соседнем с Самье монастыре Тенгьелинг также центральная статуя - это образ Циу Марпо. Это копия древней статуи, которая была сделана из останков оракула, умершего в трансе, и была разрушена во время Культурной революции.
Общий мотив, что защитные божеств были некогда монахами-отступниками, объясняет, почему их общий враг - это нарушители самая. Обычно это либо люди, либо демоны гонгпо (существа класса махакала), бывшие в предыдущей жизни практиками ваджраяны и нарушившие свои обеты. Родившись гонгпо или дамси, они стараются склонить вас к нарушению обетов. И как Защитники Дхармы божества будут действовать наиболее гневно по отношению к тем, кто относится с пренебрежением к Дхарме. Поэтому, когда враг будет уничтожен и его жизненная энергия (срог) будет потреблена Защитником, это считается, в конечном счете, благом. В том числе, потому что враг Учения будем в итоге освобождён - от необходимости, от кармы быть демоном.
Мы должны иметь в виду, что большинство из этих насильственных действий символически принято совершать в ритуале. Рене Жерар в своей книге "Насилие и священное" обсуждает, как понятие жертвы реализуется в целях перераспределения насилия в обществе. Он утверждает, что насилие неизбежно, но управляемо, поэтому общество разработало систему жертв, в которой насилие может быть направлено. Это насилие превращается в освободительную силу, оправданную в защите буддистов и их учения. Но само действие несомненно устрашающе - в описаниях действия свит Защитников, периферия которых зачастую совершенно далека от малейшего просвещения и блага, мы видим и насылание различных болезней, и перерезание "жизненной вены" (канала тонкого тела, в котором функционирует ветер жизни, срог), и похищение ла.
То или иное действие мы часто можем видеть в дхарани и мантрах защитных ритуалов - часто это просто перечисление действий на санскрите в типичных наборах глаголов типа "дзамбхая, стамбхая, мохая, шатрун, марая" и т. д. Данный список глаголов означает приведение в действие этих смыслов - схватить, обездвижить, одурачить, уничтожить, убить. Действенность такого ритуала обеспечивает сила линии передачи и личный опыт прямого видения. И надо понимать, что это действие распространится и на вас самих, будет испытана и ваша чистота намерений. А все эти "обездвижить, уничтожить" будут направлены на нежелательные для вас неблагие самскары (ментальные движители и привычки ума).
Что до ритуалов контроля, например, Циу Марпо и особенно его непросветлённой агрессивной свиты, то, несомненно, это нужно делать посредством ритуалов Хаягривы, так как они связаны изначально и Хаягрива владеет сутью жизни многих мирских Защитников.
САРВА МАНГАЛАМ!