
Старая гималайская пословица гласит: "Рождаясь, человек не помнит о том, как заниматься любовью; занимаясь же любовью, он забывает, как появился на свет". Стараясь зафиксировать себя материально в данном времени и в данной жизни, зацепиться за многое, мы тем самым сужаем для себя возможности постижения вневременной природы ума. Постигнув же чистую бесконечную природу ума, мы сможем видеть прошлое и будущее столь же отчетливо, как и настоящее. Но, не имея доверия к практике и не принимая концепцию бесконечного ума, мы автоматически лишаемся связи с космическим универсумом, а значит, и потенциальной возможности трансформировать его энергию в чистую, духовную силу.
Уклоняясь от восприятия явлений, противоречащих нашим устоявшимся воззрениям, мы тем самым усиливаем нигилистические тенденции в собственном сознании.
Существует множество различных нигилистических точек зрения на ум, но все они сводятся к одному — к отрицанию его бесконечности.
Даже если вы признаете бесконечность ума, но не верите в его безграничную мудрость, вы создаете условия для продолжения круговорота страданий в сансаре.
Обыденный ум, по сути, не несет в себе ничего позитивного, однако в связи с тем, что он тоже бесконечен, нельзя не придавать ему значения.
В Уттара-тантре сказано: "В хижине каждого бедняка сокрыты несметные сокровища. Но бедняк не знает об этом, а сокровище не может сказать: "Я здесь". То же самое происходит и с сокровищами Дхармы, которые по природе своей чисты, но не признаются обыденным умом, вследствие чего люди страдают от духовной нищеты".
Тринлей Норбу Ринпоче