nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

Все дхармы чисты. Как это возможно?



Мы много слышим из сутр и тантр, что все дхармы чисты изначально. Но вдруг мне захотелось очень конкретно понять, почему. Буквально - каким способом?

Дхармы чисты, потому что они, как сказал Будда, бытийствуют, подобно отражению картины в зеркале. В чём тут дело? Почему чистота? Чтобы это понять, нужно вспомнить, что делает сансару сансарой.

Её таковой делает цепляние. Как говорится в Хеваджра-тантре, есть цепляние - нет воззрения. А то, что живёт, подобно отражению, нельзя зацепить. Поэтому этот мир чист. Вопрос лишь в познании бессущностности мира. Как это происходит? Чтобы это понять, нужно прежде всего чётко уяснить - цепляние это осязание, первичная, базовая перцепция. Все остальные чувства - производные от него. Поэтому цепляние и осязание, стремление ощутить суть одно. А то, что бытийствует как отражение, нельзя потрогать, вот в чём штука. Можно видеть, но без цепляния это будет чистое видение. Но как мы этого достигаем? В смысле, что конкретно при этом происходит?

В любом буддийском учении есть воззрение, созерцание и поведение. Что есть при этом перевод воззрения из теоретической плоскости в область практики? Здесь два пути - мы либо буквально "вчитываем" правильное воззрение в мироздание (как в дзен), либо используем "наводящие" на это методы - через использование клеш (как в тантре). Всё это пути активности, и только дзогчен состоит в обнаружении, безо всяких изменений.

Именно поэтому практики либо прямо "вчитывают" в мир пустотность, растворяя таким образом ощущения, формы и само цепляние как таковое, например за постоянство и изменчивость. Или превращают всё в некую световидность. Вопрос, в любом случае, в первую очередь - в растворении всего твёрдого, ведь оно предполагает грубое, конкретное осязание. Например, если практик тантры визуализирует божество как конкретное, он перерождается демоном. Если как световидное, но испытывает тонкую привязанность к энергии, перерождается в мирах богов. Но, так или иначе, любого рода осязание непременно должно быть освобождено в пустотное блаженство. По коренному изменению перцепций вы можете судить о бездне преобразованного тантрическим путём существа. Если развития пустотного видения не хватает для запечатывания блаженства при росте тигле, человек нарушает самайи, да и вообще склонен нарушать даже социальные нормы, не контролируя себя, потому что силой воли тут уже ничего не контролируется, а только через пустотное видение. Так аспект созерцания переходит в поведение.

В общем, так или иначе, растворение твёрдого и конкретного мира в своём видении приводит к разрушению слогов сансары и перестройке каналов в тонком теле. И сансара разрушается в конкретном индивиде - ведь в нас содержится полностью и сансара, и нирвана. Так что нам в нас самих нужно разрушить полностью всю сансару, и не нужно думать, что в нашем случае её может быть меньше, чем у соседа)).

САРВА МАНГАЛАМ!
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments