Вторая половина Плодовых Гроздьев основана на двух маленьких кодексах тантрических правил (Коренные Падения Ваджраяны и Грубые Падения Ваджраяны). Небольшой раздел в конце книги основан на коротком фрагменте главы посвящения (abhisekha) из Калачакра- тантры. Вынесение объяснения этики системы Калачакры в отдельный раздел, очевидно, является следствием хорошо известной оппозиции Цонкапы взглядам Долпопы из школы Джонангпа. Характерной особенностью направления Джонанг является слияние Калачакра-тантры с общим направлением буддизма махаяны.
Точка зрения Цонкапы о том, что тантрические посвящения в йога-тантре и в аннутара-йога-тантре аналогичны, объясняет выбор Цонкапой Тантры Несокрушимой Вершины в качестве базового текста, а также объясняет его выбор цитируемых тантр и комментариев. Как я упомянул выше, Собрание Принципов (с комментирующей его Тантрой Несокрушимой Вершины) является для Цонкапы базовой йога-тантрой.
Так что Цонкапа цитирует и многие комментарии к нему, в частности, очень длинное Толкование Собрания Принципов Анандагарбхи (ок. 750 г.) и главный комментарий Шакьямитры (ок. 750 г.) Украшение Косалы. Цонкапа также часто цитирует "Ритуал мандалы" (Сарваваджродайя Анандагарбхи) и комментарий к нему Мунендрабхадры "Краткое Объяснение Ритуала Мандалы Анандагарбхи, Называемого Сарваваджродайя". "Ритуал Мандалы, Называемый Сарваваджродайя" представляет собой не комментарий к Собранию Принципов (Таттвасамграха), а скорее ритуальный текст, построенный на основе его первой главы — Ваджрадхату-мандала. Чтобы подкрепить своё утверждение, что этика во всей йога-тантре со всем её разнообразием одна и та же, Цонкапа часто цитирует ещё две базовые йога-тантры: Шрипарамадъя-тантру (с подробным комментарием к ней Анандагарбхи) и Тантру Очищения Всех Состояний Скорби.
Кроме йога-тантр, Цонкапа часто приводит выдержки и из аннутара-йога-тантр: тантр группы Гухьясамаджа-тантры и йогини-тантр. А также цитаты из комментариев к ним и из ритуальных текстов, на них основанных. Даже хорошо информированный читатель может не сразу заметить одно намерение Цонкапы: он цитирует Гухьясамаджа-тантру не прямо, а косвенно — через Комментарий к Ритуалу Гухьясамаджа-мандалы Дипамкарабхадры Шантипы. Таким образом, опираясь на комментарии Шантипы, он старается укрепить свою точку зрения, что йога-тантры не расходятся с аннутара-йога-тантрами в своём отношении к посвящению пяти семейств будд.
К йогини-тантрам, которые цитирует Цонкапа (и цитирует, как правило, прямо, а не через комментарии и ритуалы мандалы), относятся Маленькая Самвара-тантра, которую Цонкапа считает коренной тантрой, Продолжение Ваджрадакини Самвара-тантры, Сампута-тантра, Дакарнава Йогини-тантра, Тантра Навеса Ваджры и Буддакапала-тантра. Хотя между этими тантрами, несомненно, имеются расхождения, Цонкапа использует их для того, чтобы подтвердить свою точку зрения, о том, что тантрическая этика одинакова не только в йога-тантрах и Гухьясамаджа-тантре, но также и в йогини-тантрах. Этой же цели служат цитаты из Гроздьев Важных Наставлений Абхаякарагупты комментирующих Сампута-тантру), Комментарий к Ваджрадака-тантре Бхавабхадры, а также много цитат из комментариев Шантипы и Нагпопы к циклу тантр Ваджрабхайравы (Ямантаки) (тантры этого цикла объединяют в себе элементы Гухъясамаджа-тантры и йогини-тантр).
Комментарии Шантипы и Нагпопы он также пространно цитирует и во второй части Плодовых Гроздьев, комментирующей Коренные Падения Ваджраяны и Грубые Падения Ваджраяны.
СКАЧАТЬ: http://abhidharma.ru/A/Guru%20Mahasiddhi/Content/Tsonkapa/0007.pdf?fbclid=IwAR31wz3PL2crwV4BTIG-Y4DZYuh95N_rOzIuOmuymoViH8l7L83aAB2tOjY
