Top.Mail.Ru
? ?

Нешёлковый путь

Квинтэссенция впечатлений, со временем потерявшая геометрию

Previous Entry Share Flag Next Entry
Неощутимая нирманакайя
nandzed


Неощутимая нирманакая может быть подобна пятнам на хвосте павлина - они материальны, так как состоят из вполне ощутимых тончайших перьев, но эти пятна не имеют собственной сущности и их нельзя стереть.

Примечательно, как о рупакае, Теле Будды, говорит Далай-лама 14-й: "Тонкая форма рупакайи – тело наслаждения (самбхогакая), а наиболее «плотные» ее формы – нирманакаи, среди которых есть физически ощутимые и неощутимые".

Именно это последнее важно - что есть нирманакаи неощутимые. То есть предполагается некий субстанциальный градиент. Хотя буддисты вообще очень не любят говорить о субстанциальности мира, но эта своего рода невротичность порождена феноменом материалистического огрубления сознания - оно начинает уклоняться в крайность отрицания всего, что не может воспринять материальными органами чувств. Хотя при этом понятно, что виды сознания - зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния - тоже не представлены грубо материально. Тем не менее, органы чувств работают именно за счёт т. н. сознания этих органов. А то, что в Абхидхарме в одном ряду с чувствами стоит и восприятие мысли как шестое чувство, ставит все эти типы восприятия на одну доску, хотя сознание восприятия мыслей (виджняна) в буддизме не представлено органом, как материальное. Именно здесь переход от грубого к тонкому, градиент, предполагающий субстанции ума, энергию как нечто субстанциальное, как бы это ни было непривычно догматикам. Более того, любой тибетский медик знает, что на ветры, на которых базируется сознание, можно влиять совершенно материальными лекарственными средствами, что очень просто указывает на материальность ветров - энергий ума.

Итожу кратко: высказывания даже весьма крупных Учителей буддизма о нематериальности ума нужно воспринимать как условные выражения, указывающие на тонкость и невозможность восприятия этих энергий грубыми органами чувств. Ну, а то, что имеют в виду материалисты, говоря о нематериальности ума, и вовсе понять невозможно)). Боюсь, что они сами совершенно не понимают, что конкретно они имеют в виду. А Будда Шакьямуни напротив в одной сутр прямо говорил о существовании тонких тел и, соответственно, тонких органов чувств этих тел, имеющих весьма причудливую - относительно привычных нам глаз и ушей - форму.

САРВА МАНГАЛАМ!