nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

HAPPY BIRTHDAY MAESTRO GLENN GOULD!

Глен Гульд. В поисках идеальной интерпретации

Не все гении получают ту заботу, которую Гулд получил в детстве, когда рос в районе Пляжей восточного Торонто. Плохое здоровье сделало его очень зависимым от матери Флоренс, дальней родственницы Эдварда Грига (ее дедушка приходился двоюродным братом композитора). Когда в возрасте 3 лет абсолютный слух Гулда стал очевиден, она начала учить его игре на фортепиано, но не подвергла официальному обучению пока ему не исполнилось 10 лет. Каждый год его отец, скрипач-любитель, привозил пианино Гулда к ним дачу на озере Симко, в 145 км к северу от Торонто, а осенью обратно перевозил в город.

Гленн Гульд, пианист (Страница 1) — Типирование знаменитостей —  Соционический форум сайта TYPOLOGIES.RU

Поскольку Гулд всегда сидел намного ниже обычного, его отец специально для него сконструировал стул, отпилив четыре дюйма ножек и сделав каждую ножку индивидуально регулируемой. Этот стул стал торговой маркой пианиста, поскольку Гульд всегда использовал его (даже с изношенным сиденьем, заклеенным липкой лентой) во время гастролей и в студии звукозаписи. Стул Гулда стал настолько знаменитым, что Смитсоновский институт в Вашингтоне захотел его приобрести. Однако, к большому разочарованию продюсеров звукозаписи из Колумбийского университета, скрипы стула и мычание Гулда были слышны на пленке. Тогда они предложили сконструировать его копию со встроенной системой качания, но без скрипов (после смерти Гулда его знаменитый складной стул был выставлен в стеклянной витрине в музыкальном отделении Национальной библиотеки. Он оставался там до 2005 года, когда его перевели в хранилище и вывозили только для специальных мероприятий и выставок. С июня 2012 года он находится в постоянной экспозиции Национального центра искусств в Оттаве).

Взлет Гулда на вершину славы был стремительным: он сыграл концерт Бетховена с Симфоническим оркестром Торонто в 13 лет и дал свой первый сольный концерт по радио на канале CBC в 18 лет. Он был первым пианистом, появившимся на телевидении CBC, когда ему было 20 лет. После выпуска в 1955 году вариаций Гольдберга его слава еще больше укрепилась, он был первым североамериканцем, который играл в СССР после Второй мировой войны. Его необычное сценическое поведение и революционные интерпретации классических произведений подпитывали его растущую известность.

Историй о странном образе жизни Гулда предостаточно, много апокрифических, часто правдивых, объясняющих почему он казался многом настоящим чудаком. Да, он действительно грел руки в теплой воде или держал их над обогревателем перед выступлением; летом он действительно носил пальто, резиновые бахилы и перчатки, его диета, и правда, состояла в основном из заварного крема и молочных коктейлей.
«Я никогда не ем зелень», - фыркал он. «Зеленое - это отрава». Ему нравилось ездить на высоких скоростях, будь то семейная лодка на озере или Lincoln Continental, которую он обычно припарковал далеко от обочины, когда приезжал на обед в Benvenuto Place в Торонто.

Редкие фотографии всемирно известных звезд. Часть 31 | Гордон паркс,  Фортепианная музыка, Редкие фотографии

Гораздо более интересным для нас, чем эти причуды, была его страсть к музыке 20-го века, особенно к произведениям А. Шенберга. На музыкальном фестивале в Стратфорде, которым он руководил несколько лет в 1960-х, он продвигал современную музыку, а также способствовал расцвету карьеры многих молодых музыкантов, включая контральто Морин Форрестер. Гулд аккомпанировал ей во время ее первого концерта в 1954 году, и одна из арий Баха, которую она спела тогда, была в ее программе поминальной службы по Гулду в Торонто.



Когда историки музыки оглянутся на 20-й век, они поймут, что 1964 год стал поворотным для пианиста. После концерта в Чикаго весной того года Гулд сделал решительный шаг, отказавшись от своей успешной концертной карьеры, заявив, что на сцене он чувствовал себя «униженным, как водевилист». Возможность более полно реализовать замысел композитора посредством записи убедила его, что выступление перед большой аудиторией - это совершенно другая форма искусства, нежели студийная запись. Гулд всегда нервничал из-за того, что за ним наблюдают. Альтист Поль Армин говорил: «Никто никогда не узнает, как Пикассо держал свою кисть. Гленн просто не хотел, чтобы за ним наблюдали во время работы - это было слишком интимно». Он говорил: «Я ненавижу аудиторию - не в отдельности, но в целом ненавижу аудиторию. Я думаю, что она сила зла. Мне кажется, это верховенство закона мафии».

В дополнение к записи, уход с концертной сцены дал Гулду больше времени для написания статей. В таких журналах, как High Fidelity, он защищал поздние произведения Р. Штрауса, ставил британскую певицу Петулу Кларк с ее классическим хитом Downtown выше The Beatles, восхвалял синтезатор Муга и осуждал романтическую фортепианную музыку Шопена, Шумана и Листа. Его стиль был четким и конкретным, очень похожим на музыку, которую он исполнял.

Когда его концертные туры закончились, Гулд счастливо обосновался в Торонто и начал исследовать как географические, так и мифические аспекты канадского пейзажа. Его документальный фильм для радио, «Идея Севера», показанная на канале CBC в 1967 году, по его словам, был его самой автобиографической работой. Он страстно отождествлял себя с романтической позицией стойкого одиночества. Как сказал Гулд по телевидению в 1974 году: «Невозможно почувствовать себя героем, не будучи сначала отвергнутым миром».

Гульд, Гленн (Glenn Gould) - Весь Бах. Интерпретации произведений Иоганна  Себастьяна Баха

Лето он проводил в поездках по Крайнему Северу, наслаждаясь одиночеством и случайными встречами с лесорубами и рыбаками. Он не был любителем солнца и находил серые осенние дни наиболее подходящими для себя. Рождественские праздники иногда проводились в Каролинах, где погода идеально ему подходила - 12 градусов тепла и пасмурно. Физическая изоляция Гулда была наиболее очевидна в продолжительных телефонных звонках, которые он в любое время дня и ночи делал хорошим друзьям или просто случайным знакомым. Было общеизвестно, что правило Гулда гласило: «Не звони мне, Я позвоню тебе». Заядлый ночной ястреб, который редко вставал раньше полудня, Гулд всегда был рад пообщаться с товарищами по бессоннице. Марио Призек, продюсер телеканала CBC, который работал с Гулдом над его телевизионными документальными фильмами, вспоминает, как Гулд по телефону пытался спеть ему, пока тот не уснул, полную одноактную оперу. Гулду нравилось ездить по Торонто и останавливаться в четыре утра, чтобы выпить кофе и поговорить на стоянке грузовиков.
Детали личной жизни Гулда хранились друзьями в секрете, как будто все они поклялись хранить тайну.

85 лет со дня рождения канадского пианиста Гленна Гульда - Музыкальное  обозрение

В течение многих лет он содержал квартиру в центре Торонто и студию в отеле, выбранном по той причине, что там круглосуточно обслуживались номера и имелся незаметный боковой вход. Все время у него также был дом, о существовании которого не знали даже многие его друзья. Однако настойчивое одиночество, необходимое для его творчества, не вызывало обиды. Скрипачка Адель Армин говорила: «Он был очень добрым и внимательным - это был парадокс, так как он были эгоцентричен».
Гулд ничего не оставил на волю случая. «У него были планы на следующие 10 лет, он всегда был на много миль впереди», - говорил его друг и деловой партнер Рэй Робертс. Новая техника записи, известная как цифровой звук, которая делает возможной большую ясность и точность, была для уха Гулда небесной музыкой. Несмотря на технические проблемы, которые преследовали цифровые технологии в зачаточном состоянии, он рассматривал возможность перезаписи большего количества своих ранних работ. Обычно, по словам Призека, он не хотел возвращаться к своим старым записям. Многие из них еще не выпущены. «Хранилище Колумбии полно их, - говорит Призек. «Он приступил к записи полных версий Баха, Бетховена и Шенберга, но Колумбия издавала их два или три раза в год. Многие из них были записаны в любимой «студии» Гулда в Торонто, концертном зале Eaton Auditorium. Там, несмотря на продолжающийся ремонт и зимнюю стужу, Гулд продолжал играть, одетый, как и раньше, в пальто и согреваемый обогревателем. Следующим логическим шагом для Гулда, овладевшего интересующим его репертуаром фортепиано, было направить других к его интерпретациям оркестровых произведений. Он хотел посмотреть, сможет ли он записать фортепианный концерт, дирижируя оркестром, затем играя на пианино и наложив фортепианную запись на оркестровую. Эксперимент с дирижированием начался, когда он арендовал на день филармонию Гамильтона и аудиторию местного колледжа и дирижировал Вторым фортепианным концертом Бетховена. Валторнист Роберт Хансен назвал тогда дирижирование Гулда «неортодоксальным». Это заставило всех услышать Бетховена в совершенно новом свете......................

Shauna McKay and Alan Walker, Toronto.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments