nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

К пониманию божества в ваджраяне

На изображении может находиться: 2 человека, в том числе Lama Abao, в помещении

Хотя практика на уровне тела, речи и ума нераздельна, стоит понимать, что такое практика на уровне тела, а что такое - на уровне ума или речи. На уровне тела мы очищаем причины к рождению в том или ином мире и состоянии, а на уровне ума, например, мы должны прийти к постижению природы ума, нашей неотдельности от всего, то есть избавляться от коренного, или, как иногда говорят, вместерождённого неведения относительно реальности. Все, наверное, знают, что неведение, в отличие от остальных клеш (загрязнений), не имеет эмоциональной природы и в этом смысле не входит в один ряд со страстью, отвращением и гордостью. И т. д. Эмоции разного рода имеют чисто энергийную чувственную природу, но корень их загрязнений, неведение, имеет исключительно ментальный характер. И поэтому практика на уровне ума относится к очищению неведения, а практика на уровне речи - к очищению и постижению природы эмоций. То есть, мантра служит работе с энергией, и недаром считается, что мантра божества и есть само божество, именно так. Таким образом, вы должны ясно понимать, что практика начитывания мантр направлена на преобразование клеш в мудрость, на прозревание пяти мудростей - в пяти основных эмоциональных движениях. Зачастую люди этого не понимают и вообще слабо понимают, для чего именно предназначены мантры.

Джамгон Конгтрул советует разделять количество начитываемых мантр на три части. Одна треть отводится на «рецитацию тела», в течение которой вы читаете мантрры и вспоминаете отчётливо черты мандалы, божество, свиту и остальное. В этой части вы тренируетесь в чёткости деталей, божественном достоинстве и чистом символизме. Читая мантру вслух, вы очень отчётливо припоминаете все детали. Вторая треть посвящается «рецитации речи». Что бы ни говорилось в тексте садханы, например: «Лучи света осуществляют...», вы представляете, как это происходит. Испуская и собирая лучи, обретая сиддхи, мы приносим пользу живым существам. Когда начитываете, представляйте, что всё это происходит на самом деле. Третья часть отводится на «рецитацию ума», и во время неё вы просто поддерживаете непрерывность изначальной пробуждённости, то есть ум божества. Начитывайте мантру, поддерживая непрерывное состояние ригпа. Всегда делите сессию рецитации на три равных части для тела, речи и ума. Это общий метод для новых и старых школ, как Сарма, так и Ньингма.

Благодаря таким вещам, как практика ветров, тигле и каналов, распространение и собирание света и т. д., мы получаем способность приносить совершенно конкретную пользу всем существам, включая материальное исполнение их желаний.

И ещё о том, что такое божество в ваджраяне. Вы наверняка слышали о том, что божество это воплощение бодхичитты. Меня совершенно поразил Гарчен Ринпоче в своих наставлениях во время посвящения Тары в Москве в 2006-м году. Он говорит о моменте в садхане притягивания и слияния самая- и джнянасаттвы. То есть о моменте самопосвящения в садхане. "Со слогами "Дза", "Хум", "Бам" и "Хо" мы переживаем слияние с благословением всех Будд. Такое соединение возможно благодаря Четырём Неизмеримым чувствам (любви, сострадания, радости и равностности), которые символизируют эти четыре слога. ДЗА - распространение лучей света, это любовь. ХУМ - притягивание лучами джняна-саттв, это сострадание. БАМ - вмещение джнянасаттв в самаясаттву, это радость. ХО - становление недвойственным с божествами, это равностность. Благодаря этим четырём безмерным чувствам Будды осуществляют четыре активности: умиротворяющую, приумножающую, привлекающую и защищающую".

Вникните - согласно учению ещё сутр, эти Четыре Безмерных, или, как их называют там, Четыре Брахма-вихары, то есть божественные состояния, и составляют нашу бодхичитту. И потому божество и есть проявление бодхичитты.
Tags: Гарчен Ринпоче, божества, ваджрана, понимание, практика, тантра
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments