nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

Чистота обетов и двойственность

Блаженное безмыслие не освобождает)): nandzed — LiveJournal

Сараха сказал своему ученику:

Ограниченное высокомерие
и сектантскую замкнутость
можно принять за безупречное соблюдение тайн
и принципов самайи,
желание сохранить чистоту и уважение к Учению.
Будь внимателен!

Это как раз то, что с лёгкостью делают современные молодые практики ваджраяны в России. И если мы поймём, почему они делают это совершенно легко и даже иногда по принципу "Лучше перегнуть, чем недогнуть", нам станет понятно, как можно перепутать сектантскую замкнутость и уважение к Учению.

Есть такое понятие о проявлении крайностей в потоке ума как переоцененные и недооцененные мысли. Восприятие Учения как сверхценного объекта, который необходимо защищать - это позиция сансарического воззрения. Никакого Учения вне его носителей не существует. И кланяясь учительскому трону как символу Дхармы, Будда Шакьямуни отдавал должное не абстракции, а месту проповеди Будд прошлого и будущего. Вне этого нет никакой Дхармы. И вне тех, кто постигает её и реализует в будущем, её тоже нет. То есть никакой Дхармы вне Сангхи тоже нет. Приход Будды и наличие слушателей-учеников взаимно обусловлены. Поэтому Три Драгоценности (Будда, Дхарма и Сангха) неделимы в себе.

Если же ты воспринимаешь Дхарму как самоценный феномен, ты вполне естественно для себя можешь её противопоставить людям. Потому что ты находишься с миром в отношениях привязанности и отвращения. Это принцип сансары. Если мир для тебя скопление объектов разной ценности, ты всегда имеешь почву для разделения "я - они", "плохое - хорошее" и т. д. Это и есть корни надменности и сектантства. Они не какие-то специально религиозные, корни имеют совершенно общую сансарную природу обычного, ни в чём не специфического заблуждения. Нужно всегда помнить, что кажущаяся оригинальность феноменов имеет в себе совершенно общую природу заблуждения)). И потому легко заблуждаются относительно Учения, потому что привыкли это делать вообще во всём. И Дхарма - не исключение.

Испытывать отвращение к некоторым людям из-за того, что ты якобы охраняешь свои самаи, это вовсе не проявление уважения к Дхарме, не заблуждайся. Истинное уважение свободно и лишено омрачений, потому что основано на понимании Дхармы. А понимающий её в действительности никогда не будет сторонником узкого видения. Чистота не совмещается с впадением в крайности приятия и отвержения. Наоборот, она позволяет идти Срединным путём. Настоящая чистота не рождается от автоматического следования внешне принятым запретам. Чистота - это внутренний плод понимания себя.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments