
Когда мы говорим о передаче, она всегда связана с обещанием. Всегда существует какое-то обязательство.
Умирает тело человеческого существа, но не состояние его сознания. Поэтому мы говорим, что духовная связь длится вплоть до окончательной реализации. И когда вы не осознаёте этого, не осведомлены об этом или пренебрегаете этим, то это становится настоящим препятствием. Здесь суть не только во взаимосвязи ученика и коренного учителя. Суть также и во взаимосвязи между учениками и во взаимосвязи между учеником и любой из трёх категорий учителей*, которые были связаны с духовным ростом. Поэтому вы должны это осознавать и знать, как поддерживать это обязательство в чистоте.
Если говорить о самаях, обетах, то в Дзогчене объясняются четыре самаи. Их называют самаями, обещаниями или обетами, но это не обязательно обещания или обеты. Это обязательства проявлять осознание. Это то, что вы должны иметь в виду.
1) Первое называется мэпа, что означает ничего. Существует ли в этом случае обещание что-то делать или нет? Ничего не существует. Нет никакого обещания, что вы должны непременно поступать так-то или так-то.
2) Но несмотря на то, что существует это ничто, эта шунья, второе – это цалпа, т. е. следствие того, что человек постоянно осознаёт, присутствует здесь и сейчас, что он полностью присутствует в каждой ситуации. Иногда мы понимаем или переводим это "цалпа" как "вездесущий". Очевидно, что если вы отвлекаетесь, где-то блуждаете, то вы отсутствуете. Вы не находитесь в этом состоянии.
3) Третье называется чигпа, то есть уникальное состояние, единственное состояние, которое суть ригпа, или контакт с ригпа.
4) Четвёртое – это лхундуб, самосовершенство, т. е. действительное знание того, что всё совершенно.
В Дзогчене вы не можете получить никакой гарантии, никакого удостоверения. В нашем случае мы говорим о конкретных результатах, о том, что действительно происходит. И если я уж дал обещание, необходимо всесторонне соблюдать его – это действительно так. Если оно не соблюдается, то само это обещание и передача, полученная с ним, становятся препятствиями.
Намкай Норбу Ринпоче
*У практикующего Ваджраяну, как объяснял Тулку Ургьен Ринпоче, может быть несколько типов коренных учителей: ваджра-мастер, дающий посвящения; тот, кто даёт текстовые передачи, объясняющий значение тантр. Основным же коренным учителем является мастер, дающий "указующие наставления", т. е. знакомящий человека с природой его сознания.