nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

День великого тертона



Сегодня годовщина Джамьянга Кхьенце Вангпо, великого учителя и тертона, жившего в 19 веке. Он был воплощением многих великих мастеров, в частности, индийского патриарха Дзогчен Манджушримитры, царя Тибета Трисонг Дэуцэна, индийского мастера Вималамитры и его тибетского преемника Чецун Сэнге Вангчука, реализовавших радужное тело, а также эманацией Ригдзина Джигме Лингпы. Вместе с Джамгоном Конгтрулом он считается основоположником внесектарной традиции римэ. За свою жизнь он открыл множество сокровищ терма и составил огромное количество учений, в общей сложности 692 текста.

Джамьянг Кхьенце Вангпо родился 15 июля 1820 года в деревне Терлунг Тинго, в Докаме. Отец — Трунгчен Ринчен Вангьял из рода Ньо, мать — Сокза Сонамцо. С детства у него появлялись воспоминания о прежних жизнях.

Кхьенце Ринпоче стремился получить посвящение ещё в детском возрасте. Он без труда научился чтению и письму и усваи­вал книги, лишь просмотрев их один раз. Когда ему было восемь лет, Кхьенце Ринпоче очень тяжело заболел. Ему явились Гуру Падмасамбхава и Еше Цогьял, даровали посвящение и благословили его в мандале Ваджракилайи. Получив их наставления, Кхьенце Ринпоче одержал победу в битве с препятствиями.

В возрасте пятнадцати лет он посетил в чистом видении девятиэтажную пагоду в Ваджрасане, там, где достиг Просветления Будда Шакьямуни.

Когда Кхьенце Ринпоче было двадцать лет, Гухья ДЖняна Дакини вручила ему ящик с терма. В нём находился один из циклов учения Арья Авалокитешвары и останки двадцати одного брамина.

В Дамшо Ньингдрунге он открыл терма «Цикл методов достижения четырёх тел Гуру» (тиб. blа-tа sku-bzhi’i sgrub-thabs-kyi skor) и реликвии, появившиеся из зуба Гуру Падмасамбхавы.

Однажды Чокгьюр Лингпа сказал Джамгону Конгтрулу, что хотел бы встретить Джамьянга Кхьенце Вангпо, который тогда жил в Дзонгсаре в Дерге. Поскольку Джамьянг Кхьенце был из очень влиятельной семьи и, к тому же, великий мастер, Чоклинг попросил Конгтрула Ринпоче написать рекомендательное письмо, без которого у него было мало шансов получить аудиенцию. Джамгон Конгтрул написал: “Поскольку ты знаешь три времени, то и это должен знать. Этот Кьятер утверждает, что он тертон. Я чувствую, что он подлинный. Он открыл одно терма, называемое Падма Цуктор, чье значение и слова совершенны, однако он не ученый, и не может даже написать письмо сам”. С этим рекомендательным письмом Чокгьюр Лингпа отправился увидеть Джамьянга Кхьенце. Кхьенце Ринпоче немедленно приветствовал его, сказав, что Чоклинг не отличен от Гуру Ринпоче. Он также сказал: “В тринадцати жизнях мы были связаны как отец и сын”. В двадцать семь лет Чоклинг получил уполномочивание Янгдаг Херуки от Джамьянга Кхьенце. Он увидел, как Джамьянг Кхьенце превратился в херуку, который растворился сквозь макушку его головы. Это развязало узлы в нади его сердца, и он исполнил спонтанные песни отсутствия препятствий. Джамьянг Кхьенце затем сказал Чоклингу записать все терма, которые еще не были записаны. Кхьенце стал секретарем, записывая большую часть учений терма Чоклинга. Вот почему Джамьянг Кхьенце записал так много терма Чокгьюра Лингпы.

Великий тертон обнаружил множество терма, а вместе с мастером Чогьюром Лингпой он открыл такие терма, как:

«Четыре цикла мето­дов достижения Гуру» (тиб. bla-sgrub skor bzhi-ka), «Три раздела Великого Совершенства — сердечная сущность Вайрочаны» (тиб, bai-ro’i thugs-thig rdzogs-chen sde-gsum) и другие Учения.

Кхьенце Ринпоче дал средства на создание примерно двух тысяч золотых и медных образов, представляющих Тело Будды; опублико­вал около сорока томов текстов и напечатал или переписал около двух тысяч томов, представляющих Речь Будды. Великий Мастер также построил более ста ступ из золота и меди, представляющих Ум Будды, в том числе, великую ступу в Лхундруб Тенге. Он воздвиг тринадцать храмов, в которых проводились ежедневные церемонии и ритуалы по особым датам.

В число учеников Кхьенце Ринпоче входили держатели учений и представители школ ньингма, кагью, сакья, гелуг, а также последователи тради­ции Юнгдрунг Бон. Свободный от восьми мирских забот, Кхьенце Ринпоче помогал людям и низкого, и высокого положения разорвать цепи надежды и страха. Он встречался в обычной жизни, в снах и в видениях с великими мастерами Индии и Тибета, мирными и гневными божествами и разными дакини. Кхьенце Ринпоче ушёл на семьдесят третьем году жизни, 18 апреля 1892 года. В этот день он даровал множество благословений, а затем погрузился в созерцание и покинул физическое тело. После этого его эманация на горе Утайшань проявила одновременно собрание пяти тел.
Tags: Джамьянг Кхьенце, ваджраяна, история, терма, тибетский буддизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments