nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

Пятиглавая. Место пребывания Манджушри и его мандалы



Когда же попаду в провинцию Шаньси?
Там воздух густ, замешан на тенях.
Над Пятиглавой пагода висит,
Император у подножия зачах.

Отсюда имя для Манджурии пришло
Пешком, храня потерю высоты
Как память, и отцвело.
Так быстро отошел и ты.

Простой до слёз и с чашею пустой,
Как тень от колокола, движется без звука
Монах счастливый с легкою пятой.
Без оглядки, как стрела из лука.

Дже Цонкапа явился перед Кхедрубом Дже в пяти различных формах. В последний раз он проявился как махасиддха, восседающий верхом на тигре, и сказал Кхедрубу Дже: «Готовься к встрече со мной. Моя мандала находится на горе с пятью вершинами в Китае». Дже Цонкапа пребывает на этой горе-мандале, называемой Утайшань (Пятиглавая гора), а также в Тошибе, Кабале и других местах. Для того, чтобы посетить эти места, нам нужно упражняться в трёх ключевых аспектах пути, испрашивать благословение учителей и воспринимать гуру неотделимым от божества. В действительности очень мало кто посещает эти места, хотя это достаточно просто. Некоторые индийские йогины и тибетские геше бывают на Тошибе и Утайшане. (Сонг Ринпоче)

На горе Утайшань в китайской провинции Шаньси расположено много святых мест. Не все паломники знают, что у горы этой пять вершин. Один лама, перед тем как достичь ясного света в момент смерти, посетил Утайшань и видел медитирующих йогинов, монахов и пустые подстилки для медитации, которые, по-видимому, оставляют тибетцы, совершившие паломничество в те места и вернувшиеся обратно в Тибет.

Горы образованы пятью столообразными вершинами: Восточной, Западной, Южной, Северной и Центральной. Территория внутри этого кольца называется Внутренняя Утайшань, а за ним – Внешняя Утайшань. С Восточной вершины, которую также называют Вершина с Видом На Море, вы можете полюбоваться восходом. С Западной во время Праздника Середины Осени можно увидеть полную луну. С Южной вершины (Парчовой) открывается захватывающий вид. Самая высокая из них – Северная. Ее высота 3,058 м. Ее называют крышей Северного Китая. Круглый год Северная вершина покрыта льдом и снегом. А Центральная Вершина (Зеленых камней) напоминает огнедышащего дракона. Утайшань – это мир вершин и оврагов, речных долин и густых лесов.

Император Мин Ди (58-75 гг.) отправил посланца в Индию за буддийскими монахами-наставниками. После своего возвращения на родину посланник основал Монастырь Белой Лошади в Лояне, а на следующий год построил храм в горах Утайшань. По легенде, вершина на западе от города Тайхуая походила на гору Пик Грифов в Индии, где Будда проповедовал тантры. Так что, новый храм был назван Тафу, или Храм Божественного Грифа. Сейчас он называется Храм Откровения.

В последующие годы все больше и больше храмов строилось в горах Утайшань, начиная с династии Северная Вэй и вплоть до Цин. Согласно историческим запискам, когда-то количество храмов превышало 300. Тем не менее, из-за социальных перемен храмы Утайшаня пережили не одно падение и расцвет. На сегодняшний день во внутреннем Утайшане насчитывается 39 храмов, а во внешней мандале – 8 (как символы 8 сознаний в мандалах тантры). Крупнейшие из них – монастыри Наньчань, Сияния Будды, Откровения, Дагоба, Вершины Будды, Шусян, Бишань, Источник Дракона, Наньшань, Цзиньгэ, Чжэньхай и Дайло. Вышеупомянутые храмы не только величественны и изысканны, но и хранят ценные культурные реликвии и буддийские шедевры. Раскрашенные скульптуры и фрески эпохи Тан, резные работы по белому мрамору династии Цин, яшмовый Будда и Пагода Хуаянь, где хранятся сутры, уникальны в своем роде в Китае.

Утайшань знает немало историй, связанных между собой через века, историй, в которых переплелись реальные события и легенды. Одна из них – о Прохладном камне.

Прежде климат на горе Утайшань был настолько сухим и жарким, что посевы погибали, и крестьяне не могли выжить. Когда будда Манджушри прибыл сюда, он пожалел несчастных и решил изменить климат в здешних мастах. Узнав, что у Царя-дракона Восточного моря есть огромный волшебный камень, с помощью которого можно превратить сухой климат во влажный, будда Манджушри переоделся «монахом с горы Утайшань», пошел к Царю-дракону и попросил его дать этот волшебный камень жителям горы Утайшань.

Царь-дракон не хотел давать людям этот волшебный камень, на котором любили отдыхать его сыновья, и в то же время Царь-дракон не хотел прямо отказать в просьбе будде. Он увидел в Манджушри обыкновенного пожилого монаха и подумал, что тот не способен доставить этот огромный камень. Поэтому Царь-дракон сказал: «Это очень тяжелый камень. Если ты сумеешь отнести его без посторонней помощи, то попробуй!».

Будда Манджушри поблагодарил Царя-дракона, подошел к волшебному камню и начал произносить заклинания-дхарани. И огромный камень превратился в на удивление маленький. Будда положил этот камень в рукав. Это было неожиданностью для Царя-дракона)). Он пожалел о случившимся, но должен был сдержать свое слово.

Манджушри прибыл на гору Утайшань, вернул камню его прежние размеры, и тот чудесно преобразовал весь климат. От прохлады камня начала бурно расти и цвести вся природа, воздух сделался чистым и приятным, запели птицы, зажурчали ручьи и водопады. А люди, разумеется, стали камню поклоняться, искать, сидя на нём, просветления, торговать сувенирами и ладанками)), и, разумеется, построили монастырь - «Цинлянсы» (Храм прохлады). И сегодня гора Утайшань также называется горой «Цинляншань» (гора прохлады).

Храмовый комплекс Утайшань - пожалуй, самое впечатляющее место культа Манджушри в горах Северного Китая. До середины XX века сюда съезжались паломники со всей Азии, дабы узреть бодхисаттву мудрости. Сначала здесь располагалось лишь небольшое горное святилище; со временем вся его окрестность стала считаться священным владением Манджушри, а к середине XVIII века здесь уже существовал процветающий центр международного паломничества. Комплекс Утайшань включал в себя 72 крупных монастыря и святилища, а также бесчисленное количество отдельных отшельнических жилищ.

Согласно традиционным представлениям, Манджушри постоянно погружен в медитативное состояние, называемое «героическое бесстрашие» (сутра, посвящённая этому - Шурангама-самадхи), вследствие чего способен являть себя в этом мире повсюду (в том числе и на горе Утайшань), чтобы оказывать помощь всем живым существам.

Утайшань считалась главным местом манифестаций Манджушри по двум причинам: во-первых, многие известные личности неоднократно удостаивались лицезреть бодхисаттву мудрости именно в этом месте; во-вторых, эти видения впоследствии легитимировались письменной традицией, куда они попадали в форме пророчеств. Самым наглядным примером может послужить знаменитая Аватамсака-сутра, в которой Будда Шакъямуни предрекает, что в будущей (то есть уже нынешней — прим. ред.) эпохе Манджушри будет восседать на Горе пяти вершин в Северном Китае. Согласно рассказам паломников, Манджушри являет себя во множестве форм, на чаще всего упоминаются: сияющий шар, пятицветное облако, сидящий верхом на льве юноша или старец.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments