nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

Из истории Лосара

Картинки по запросу "лосар лунгта"

Празднование Лосара в Тибете, как считают историки, может быть прослежено до времени религии бон, до внедрения буддизма. Из церемонии примирения с «духами, божествами и защитниками» празднование Лосара постепенно превратилось в ежегодный буддийский фестиваль. Как пишет Цепак Ригзин, автор книги "The Festivals of Tibet / Праздники Тибета", этот праздник появился, когда старуха по имени Белма ввела отсчет времени по фазам луны. Когда в Тибете установились начатки астрологии, основанной на пяти элементах, крестьянский праздник, совпадающий с цветением абрикосовых деревьев в регионе Лхока (Lhokha), стал тем, что мы называем теперь новогодним праздником Лосар.

Исторически сложились три традиции празднования: по одной его отмечают в первый день 11-го месяца, по другой – в первый день 12-го месяца, а по третьей системе, которую ввел в XIII веке лама Дрогон Чогъял Пагпа (Drogon Choegyal Phagpa), как Лосар отмечается первый день первого месяца лунного календаря. Помимо этого, есть и другие традиции, так что в некоторых частях Тибета Лосар празднуется два раза в год. Однако на официальном уровне принято отмечать Лосар в первый день первого лунного месяца.

В монастырях старого Тибета празднование Лосара начиналось в 29-й день 12-го месяца, то есть за день до кануна тибетского Нового года. В этот день монастыри проводят пуджу в честь божеств-защитников, а тибетцы готовят особый суп гутук. Он делается из девяти разных ингредиентов, включая зерна и сушеный сыр. Начинкой шариков из теста также служат разные ингредиенты – перцы, соль, шерсть, рис и уголь, которые должны служить знаками. К примеру, перцы указывают на длинный язык едока. Белые соль, шерсть или рис сулят обнаружившему их удачу, тогда как уголь – знак неприятный, "черное сердце".

В Лхасе первый день нового года официально именуется "Lama Losar". С рассветом монахи монастыря Намгъял, личного монастыря Далай-ламы, предлагают священное угощение (Tse-tor) от дворца Потала верховному божеству в иерархии Защитников Дхармы – Шри Дэви, Палден Лхамо. Во главе с Далай-ламой настоятели трех главных монастырей, ламы, перерожденцы, члены правительства и уважаемые персоны проводят церемонию с подношением своих созерцательных молитв, тогда как монахи Намгъяла повторяют обращение к Палден Лхамо. По завершении этой церемонии все собираются для формальных поздравлений, обмениваясь традиционным «Таши делек».

Чтобы пожелать Его Святейшеству Далай-ламе удачи в грядущем году, представители трех главных монастырей, двух тантрических учебных заведений (Гьюто и Гьюдмед) и прочих учреждений предлагают ему священные пилюли долголетия (tse-ril) из поджаренного ячменного теста. Затем танцоры (гарма) исполняют танец благих пожеланий, а два старших монаха устраивают философские дебаты с кратким обзором всего спектра буддийского учения. К Его Святейшеству Далай-ламе и держателям учения обращаются с просьбой дольше оставаться среди живущих в сансаре ради блага живых существ. Официальная церемония в этот день обычно завершается прощанием с Далай-ламой, который после этого возвращается в свой дворец.

Второй день Лосара называется царский Лосар (Gyalpo Losar), поскольку официально этот день отводится для светского собрания в зале Высочеств Сансары и Нирваны. Его Святейшество и его правительство обмениваются поздравлениями с монастырскими и мирскими официальными представителями – из Китая, Индии, Бутана, Непала, Монголии и других стран. С третьего дня начинается праздничное время для народа и монахов. До китайского вторжения Лосар в Тибете отмечали в течение 15 дней и больше, отмечает досточтимый Салден из монастыря Намгьял, тогда как в сегодняшней Индии Лосар празднуют три дня.

Валерий Никольский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments