nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

Обусловленность

На изображении может находиться: Phun Stsok

Встретил интересную мысль о том, что, собственно, вся форма изложения истории тибетского буддизма обусловлена стремлением подтвердить и укрепить, доказать преемственность тибетской традиции относительно индийской. Именно поэтому было вековое утверждение, что культура Тибета до передачи Учения из Индии была безписьменной, хотя давно понятно, что это ложь. Собственно "исторической" такую литературу в тибетском буддизме "можно назвать только в том смысле, что там учитывается фактура — события, даты и персоналии, упоминаемые в ранних тибетских хрониках (VIII—X вв.), однако сама эта фактура подается и интерпретируется исключительно в соответствии с определенной концептуальной схемой изложения истории буддизма" (Е.Островская).

Но тибето-индийская преемственность далеко не всегда была критерием истинности традиции. Я уже не говорю о том, как далеко это от слов самого Будды Шакьямуни - что Дхарма может прийти к человеку с небес, из водоёмов и скал или из звуков колокола. Всегда стоит памятовать Его принцип - "Всё сказанное верно сказано Буддой". И, кстати, именно памятуя об этом, тибетские иерархи позднего средневековья решили в отношении школы ранних переводов (8-10 вв.) пойти радикальным путём - объявили их "неверными". А значит, не имеющими отношения к "истинному буддизму". И смех, и грех, но теократическая власть позволяла просто заменять поиск истины указанием, что верно, а что нет)).

В период раннего распространения Дхармы в Тибете индийская преемственность, естественно, не была единственно истинной. Критерия было два: простое наличие линии учительской передачи (то есть ты не мог стать буддистом "по книжкам":)) и изучение и комментирование текстов буддийского канона. То есть критерии были чисто практическими и не таили возможности предвзятости.

Опять же, в утверждении концепции "единственно верной передачи" поздние иерархи, чего греха таить, исходили из требований политической борьбы - со стороны пришедшей к власти школы гелуг (в остальных школах было много неиндийских линий передач, более того - были линии передачи вообще из "третьих стран", некоторые из которых к концу средних веков давным-давно исчезли с лица земли, так что было удобно вообще объявить их мифическими:)). И в период захвата власти со стороны школы гелуг 5-й Далай-лама даже решил осуществить с помощью монголов захват Бутана, где процветали совершенно иные передачи тибетского буддизма. Но, слава Буддам(!), не менее великий, чем 5-й Далай-лама, тертон Пема Лингпа воспрепятствовал всему этому посредством своих сиддхи.

Я думаю, современным буддистам стоит понимать эти вещи в истории тибетского буддизма, который они практикуют.

Иллюстрации: 5-й Далай-лама (вверху) и Пема Лингпа

На изображении может находиться: 1 человек
Subscribe

  • Тварь

    Гинцбург признался, что "вакцина" содержит маркеры! Намедни он поведал ТАСС, что 80 процентов тяжело заболевших, привитых Спутником, вовсе не…

  • Если нет царя в голове, то это день саморазрушения. Доброе утро!))

    Главная комбинация Огонь-вода - "Разрушение". Отнимает жизнь. Благоприятна для нанесения поражения врагу. В этот период создаются условия для…

  • Притча о безмятежном разуме

    Однажды фермер обнаружил, что потерял в сарае с сеном свои часы. Несмотря на то, что они не представляли собой никакой ценности, и стоимость их…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments