nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

Из намтара Дрогона Чогьяла Пхагпы (продолжение)

На 15-й день пятого месяца года Кролика-Дерева Чогьял Пхагпа принял полное монашеское посвящение от настоятеля Ньетанга Драгпы Сенге в местности на Китайско-Монгольской границе, известной как Теле на берегу большой реки. Также он получил тот него учение Праджняпарамиты. От мастера Сонама Гьялцена он получил учения по Винае и Пратимокше. От Чангчуба Гьялцена Ярлунгпы он получил много учений по логике, такие как семь категорий Праманы. После этого он приступил к подробному собственному обучению.

В тот же год вечером 13 дня 4 месяца, у Чогьяла Пхагпы было ясное видение Сакья Пандиты, который пророчествовал: «Через 100 тысяч лет ты достигнешь превосходных сиддх махамудры». Услышав это, Чогьял Пхагпа почувствовал, будто новая жизнь вошла в него. Затем он отдал почести своему учителю, сказав:

Я, столь долгое время испытывавший всяческие страдания существования
Получил сейчас новое дыхание жизни через твои слова.
Я простираюсь перед тобой, Владыка Дхармы,
Сокровищница Сострадания и Учитель Мудрости.

С выражением почтения он написал стихи внутреннего подношения, известные как Тхупа Гьяцо.

Позже, Чогьял Пхагпа создал систему письма для жителей Монголии, у которых раньше не было её. В знак благодарности, император дал Чогьялу Пхагпа Бханде Шет Кьедпа или уполномочивание править над тремя тибетскими провинциями. Текст этого указа был выплетен на серебряной парче.

Чогьял Пхагпа затем повернул колесо Дхармы в императорском дворце. Многие учёные китайские мастера, которые были последователями учителя Ташинг Лачена, посещали эти собрания Дхармы. Они были сильно привязаны к своему воззрению и своим традициям. Император предвидя, что они могут исказить буддистское учение, попросил Чогьяла Пхагпа вступить с ними в спор и победить их. Тогда он отобрал 17 самых образованных мастеров той традиции и назначил дату соревнования. Чогьял Пхагпа победил в дебате всех, показал им правильное воззрение и утвердил их в буддийском пути, дав монашеское посвящение.

В 28 лет Чогьял Пхагпа отослал много ценных вещей в монастырь Сакья и посоветовал лидеру области Сакья Шакья Зангпо закончить постройку монастыря. Шакья Зангпо построил храм, названный «Серток Ченмо» или «Золотая Пагода» на западной стороне храма, известного как «Уце Ньингма».

В год Быка-Дерева Чогьял Пхагпа в возрасте 31 года вернулся в Сакья. Там он построил ступу, известную как Таши Гоманг (Множество Благоприятных Врат) инкрустированную драгоценными камнями и содержащую божеств Ваджрадхату. Ступа была помещена внутри Золотой Пагоды. В дополнение он восстановил ступы предыдущих основателей Сакья, повесил балдахины над каждой и золотую крышу наверху. Также он установил огромное позолоченное Колесо Дхармы. Внутри монастыря Чогьял Пхагпа спонсировал написание чернилами из чистого золота более 200 томов учения Будды, включая сутры, Тантры и Прджняпарамиту. Также он давал учение перед большими собраниями практикующих, которых он привёл к духовной зрелости и освобождению.

Чогьял Пхагпа закончил своё образование и являлся Владыкой Дхармы, и у него не было гордыни. Для того, чтобы усилить свою преданность к Дхарме он всегда полагался на различных духовных учителей. От некоторых из них он получил учения Тхеравады, от других Махаяны, от других Ваджраяны. В целом, он получил и освоил практически всю Дхарму, существующую в Тибете в то время, включая 5 главных наук, Трипитаку, 4 класса тантр и все трактаты, относящиеся к сутре и тантре. Также он получил посвящения, благословения, наставления и сущностные наставления, включающие свои особые дополнения. Таким образом, он работал с усердием и посвятил всё, что у него было развитию Буддизма и благу всех живых существ.

В год Огня-Кролика в возрасте 33 лет Чогьял Пхагпа вновь получил приглашение от Кублай Хана приехать в Китай. Он принял приглашение и отправился в Китай с большой свитой.

По пути он раздавал посвящения и наставления многим счастливым ученикам, взращивая в них духовную зрелость и освобождение. Он был подобно солнцу, испускающему светящиеся лучи или луне, окружённой тысячами звёзд.

Когда Чогьял Пхагпа прибыл в Китай, его почтили церемонией, которую посетил старший сын императора, его жена и многие министры в окружении множества подданых. Чогьял Пхагпа восседал на индийском слоне, украшенном драгоценностями в окружении победных флагов, множества музыкантов и богатых подношений. Чогьял Пхагпа дал глубокое учение Дхармы, благодаря которому учение буддизма взошло в Китае, подобно солнцу на утреннем небе.

В следующем году глава области Сакья, Шакья Зангпо заложил основание Лхаканг Ченмо. Он и Кунгга Зангпо смогли привлечь 10 тысяч семей для завершения этого проекта. Также они построили Ринчен Ганг Лабранг, Лхаканг Лабранг и Дучод Лабранг.

В год Железа-Лошади, когда Чогьялу Пхагпа было 36 лет, император Китая попросил его о посвящении. Получив его, он поднёс учителю шестиконечную хрустальную печать, известную как Шелдан Лингдругма, похожую на ту, что была у царя Меньяка. Также он дал ему официальное признание: «Вы – единственный сын богов на земле и под небесами, эманация Будды, создатель письменности, миротворец, великий пандита, который является самым учёным в пяти видах знания, императорский наставник, Чогьял Пхагпа Тишри.»

Вместе с этим он совершил богатые подношения, включающие тысячу больших мер серебра и 59 тысячи рулонов шёлка и других материй. Когда император встречал учителя, он всегда подносил ему кхадаг и большую меру серебра. Итоговая сумма подношений императора за первый и второй визит составляли 100 мер золота, более 1000 мер серебра, более 50 тысяч рулонов шёлка и множество других предметов. В ответ, Чогьял Пхагпа поставил на путь Махаяны всё монгольское население и распространил учение Будды подобно солнцу по всему Китаю.

Чогьял Пхагпа стал готовиться в отъезду на родину, сказав императору, что вскоре он вернётся в Китай. Однако, императору было видение, что его учитель не долго останется в этом мире. В результате, учитель и ученик сильно страдали ко времени расставания. По этой причине Чогьял Пхагпа долго готовился к отъезду, и его отъезд задержался сначала на недели, на месяцы, потом на годы.

У предгорья Помралха рядом с Жёлтой Рекой, настал час прощания императора и Чогьял Пхагпа. Они стояли рядом друг с другом какое-то время, как солнце и луна, окружённые свитой императора, состоящей из четырёх дивизий армии и более 100 тысячи граждан. Император одарил учителя богатыми дарами и проводил его с наивысшими почестями.

В то время проявилось множество благоприятных знаков на земле и на небе. Белое облако, в форме хобота слона распространилось на юго-восток. На облаке ясно проявился махасиддха Вирупа, мастер Сачен Кунга Ньингпо и многие другие индийские и тибетские учителя линии передачи, окружённые буддами и бодхисаттвами. Эти знаки могли видеть обычные люди. Также проявились знаки, указывающие на то, что бодхисаттвы совершали благие действия для существ во всех сферах существования.

Благодаря благословению святых тела, речи и ума мастера Чогьяла Пхагпа, чьё настоящее имя было Лодро Гьялцен Палзангпо, в умах многих подданных монгольского императора были посеяны семена благих дел. Они достигли высших перерождений благодаря чистым благопожеланиям и обрели твёрдую веру в Дхарму, что утвердило их на пути к освобождению и стало вести к высшему непревзойденному состоянию.

В год Кролика, в 41 год Чогьял Пхагпа прибыл в свою резиденцию, Монастырь Сакья. Многие учёные мастера из У и Цанг присоединились к нему вместе с правителями близлежащих областей, которые пожелали получить учение и совет. Поскольку слава о Чогьяле Пхагпа достигла Индии, Кашмира, и других областей, пандиты из этих стран также стали прибывать в Сакья чтобы получить учения, т.к. Чогьял Пхагпа получил практически все малые и большие учения сутры и тантры, которые приходили в Тибет из Индии. Не скрывая ничего, он давал бесчисленные глубокие и обширные учения в соответствии с нуждами существ, а также помогал им материальными дарами. Таким образом, он работал день и ночь в монастыре Сакья на благо существ.

В середине весны года Огня-Быка, Владыка Дхармы Чогьял Пхагпа повернул колесо Дхармы в Цанг Чумиг Рингмо. Один из сыновей императора спонсировал это учение. Во время учений Чогьял Пхагпа почтил более 70 тысяч монахов, щедрые поднося им пищу, золотые монеты и шерстяной материю для их одежд. Кроме монахов и монахинь там присутствовали тысячи высоко образованных мастеров. Толпа мирян превосходила 100 тысяч людей.

Чогьял Пхагпа поворачивал Колесо Дхармы в течение более двух недель. В один из этих дней он даровал обеты Бодхисаттвы ста тысячам присутствующих, посеяв в их умах семена непревзойдённого просветления. В тот день он также написал текст, известный как Тенци (Описание Учителей и Их Учения).

Несколько дней после начала учений, рано утром пошёл лёгкий дождь. Затем подул сильный ветер, который полностью смёл всю грязь и пыль. За ним последовал дождь из цветов со снегом и дождём, который очистил землю и покрыл её цветами. Все почувствовали распространяющийся благоуханный аромат, неизвестный ранее.

Утром все увидели, что солнце было окружено пятью радугами и небо было наполнено божественными подношениями. 11 великих мастеров, обладающих чистым восприятием и 12 чинг санг также обладающих чистым восприятием видели Будд и Бодхисаттв, испускающих лучи света внутри круглых радуг. Чудесное видение заполнило всё пространство.

Одновременно на крыше храма были подготовлены обширные материальные подношения, был выстелен шёлковый ковёр с выплетенными отпечатками ладоней, стоп и головы Чогьяла Пхагпы. Чогьял Пхагпа стоял на этом ковре и совершал подношения Буддам и Бодхисаттвам, такие обширные, как подношения Саматабхадры, произнося «Молитву Буддам Десяти Направлений».

Затем перед ними появились 80 видьядхар, таких как Нагарджуна, в окружении Махасиддхов Вирупы справа и Падмаваджры слева и с другими бесчисленными видьядхарами, вирами и дакини, заполнившими пространство. Видьядхары поместили руки на голову Чогьяла Пхагпы, дали ему наставления по Дхарме и пророчества о будущем, похвалили его за святые деяния и произнесли благопожелания.

Множество благоприятных знаков, таких как радуги и дождь из цветов появлялись каждый день учения. На 14 день, день завершения учения Чогьял Пхагпа встал перед собравшимися и дал подробное объяснение смысла посвящения заслуг. Утром того дня появилось много благоприятных знаков.

Главный учёный области Нартанг по имени Чомден Ригдрел не удосужился прийти на учение, т.к. чувствовал себя выше этого. Однако он прочёл кое-что из биографии Чогьяла Пхагпы и на 14 день подумал: «Если я не обращу внимания на действия Чогьяла Пхагпы я буду повинен в неведении, потому что его духовная сила оказала сильное влияние, как на обычных существ, так и на учёных мастеров. Я должен пойти и сам увидеть, какой он есть, и что делает.» С таким мыслями он отправился на учения.

У перевала к юго-западу от Нартанга проходя мимо одного места с ручьями и пещерой, он услышал голоса. Заглянув в пещеру, он увидел 16 пожилых монахов в оборванных дхармовых одеждах. Он подумал: «Это великое существо Чогьял Пхагпа не похож на других мастеров. Даже эти монахи, уже близкие к смерти, и которым трудно передвигаться исполнены решимости прийти на учения Чогьяла Пхагпы.»

Подойдя к Чумиг, он увидел Чогьяла Пхагпу, сидящего на троне посреди океаноподобного собрания монахов, мирян, мужчин и женщин. Он увидел, что его тело было украшено главными и второстепенными знаками совершенства; его голос провозглашал обширное и глубокое учение в сочетании с нерождённым звуком и пустотой; и его ум пребывал в самадхи блаженства и пустоты. С того момента, Чомден Ригдрел был так потрясён, что ни о чём другом не мог думать, как только о силе Чогьяла Пхагпа.

Когда учение закончилось, Чогьял Пхагпа объяснял посвящение заслуг и поднялся на крышу храма, остальные остались на местах. Чомден Ригдрел почувствовал приятный аромат, который раньше ему не доводилось встречать. Он пошёл в личные апартаменты Чогьяла Пхагпы под золотой пагодой монастыря и проверил внутреннюю и наружную часть храма. Внутри, наверху находилось 16 тронов на каждом из которых по пять подушек. Перед ними было расставлено множество материальных подношений. Чомден Ригдрел сразу же вспомнил о 16 пожилых монахах и подумал: «Раньше мной руководила гордыня. Действительно, этот мастер – необычное существо.» Почувствовав сильное сожаление оттого, что он не посещал эти учения, он подумал: «Я должен избавиться от всех сомнений касательно этого великого ламы.» В тот момент аромат усилился, и он узрел 16 архатов на 16 тронах и Чогьяла Пхагпа, читающего Семичленную Молитву и совершающего им подношения.

Чувствуя ещё более глубокое сожаление, Чомден Ригдрел совершил множество простираний и признал свои ошибки. С того момента его ум стал полностью умиротворён и он избавился от гордости. В итоге, он исполнился большой преданности перед Чогьялом Пхагпа и сочинил хвалебен в его честь, известный как Цангпа Друкдра (Звук Удара Молнии Брахмы). Позже, он был почитаем монгольским Императором как великий учёный и получал от него дары, которые приносили в Нартанг посланцы императора.

Таким образом, Чогьял Пхагпа совершал чудеса за пределами восприятия обычных существ. Также он спонсировал написание золотыми чернилами 115 томов учения, которые он поместил в храме До Кхам Ганг и 14 томов сутры, также написанных золотом, которые он отдал в Тагтог Жемочер. В монастыре Сакья он построил ступу для святых реликвий Сакья Пандиты, которая была возведена как Таши Гоманг и сделана из золота. Он поместил ступу внутри храма и возвёл золотую пагоду над ней. Эти и другие святые деяния он совершал на благо Учения. И не смотря на то, что он ежедневно получал бесчисленные материальные подношения он ничего не оставлял для себя, даже размером с горчичное зерно. Всё, данное ему было либо поднесено трём Драгоценностям или роздано бедным. В течение его жизни ему поднесли шесть собраний Кангьюра и он сам спонсировал более 2157 томов текстов, написанных золотыми чернилами. Монгольский император дважды подносил ему золото, серебро и другие дары. Всё это Чогьял Пхагпа посвятил для блага и счастья существ и процветанию Учения.

Храня чистую моральную дисциплину, Чогьял Пхагпа также приносил благо существам. Он служил настоятелем для 1425 посвящённых монахов и монахинь. Один из его главных учеников, Чоки Гомпо, в один год служил настоятелем для 947 полностью посвящённых монахов и новичков. Благодаря этому мастеру, его ученикам и линии передачи посвящение в монахи распространилось по всей Монголии, Китаю и Тибету.

Внешне, Чогьял Пхагпа проявлялся как учёный, совершавший соответствующие деяния, такие как учение, дебаты и написание текстов. Внутренне его ум никогда не отвлекался от однонаправленной концентрации. В результате, он мог напрямую воспринимать множество божеств и обладал нерушимой ясностью ума. Эти и другие качества его ума находятся за пределами описания.

Благодаря этим и другим историям сила ясновидения Чогьяла Пхагпа широко распространилась. Будучи таким святым человеком, обладающим беспрепятственным ясновидением и множеством благих качеств он мог совершить обширные деяния для учения Будды без всяких препятствий. По своей богатой деятельности на благо учению Чогьял Пхагпа приближался к индийским учителям древности, таким как Нагарджуна. Его сочинения были легки для понимания, и изящны в изложении, глубоки по значению и соответствовали сутрам и тантрам. Он был автором большого числа коренных текстов, комментариев по сутре и Тантре. После него также остались советы для множества живых существ, хвалебны и молитвы ламам и божествам. [Названий его сочинений не приводятся здесь, но интересующиеся могут обратиться к Сакья Дунграб Ченмо, автор Нгаванг Кунга Сонам. ]

Всё, что написано Чогьялом Пхагпой было приятно для слуха, легко для понимания, наполнено смыслом и легко запоминаемо. К его работам обращаются и по сей день. Таким образом, Чогьял Пхагпа распространял драгоценное учение Сугаты во всех направлениях, подобно лучам солнца. У него появилось множество учеников. Их количество не поддаётся счёту. Распространение Учения Будды в его время было так обширно, что его можно было бы сравнить с тем, как это происходило в Индии во времена самого Будды Шакьямуни.

Благодаря своему ясновидению Чогьял Пхагпа привёл многих существ к освобождению в соответствии с их способностями. Но пришёл момент, когда он понял, что настало время покинуть эту жизнь, т.к. в следующих жизнях он должен совершит обширные деяния на благо существ. Призвав Дхармапалу Ракшиту, он сказал: «Благодаря святым жизнеописаниям великих сакьяпинских лам мы знаем, что они совершили великое благо для учения Будды и живых существ. Что касается меня, я старался сделать всё возможное для принесения пользы. Сейчас настало время для тебя взять эту ответственность, будь готов.»

Ещё в юности Чогьял Пхагпа видел сон, в котором он держал бамбуковую трость с 80 узлами, при этом 46-ой узел был кривым. Когда он пересказал этот сон Сакья Пандите, он объяснил, что это символизировало срок жизни и поскольку сорок шестой узел был деформирован, это означало, что возникнут препятствия, когда он достигнет этого возраста, и ему нужно быть осторожным в это время. Таким образом, Сакья Пандита предсказал срок жизни Чогьяла Пхагпа.

Он также предсказал, что когда Чогьял Пхагпа достигнет времени вхождения в нирвану, множество божественных существ, обладающих ясновидением будут охвачены скорбью и печалью. Птицы станут беспорядочно щебетать и их оперенье поблекнет. Даже солнце не будет таким ярким как обычно, люди почувствуют тревогу и неустойчивость и урожай в тот год будет скуден.

Однако в своём чистом видении Чогьял Пхагпа увидел, что он был окружён почестями и ему совершали подношения множество бодхисаттв в Сукхавати, в сфере Будды Амитабхи и других мирах.

В ночь на 3 день 10 месяца года Дракона, Чогьял Пхагпа увидел во сне, что он оказался на славной горе в Индии, где мастер Нагарджуна восседал перед огромным деревом Бодхи и что он слушал 6 собраний учения Мадхъямики и многие другие дхармы. В то же время богини, главным образом Царица Дхарани Махамая ясно проявилась в пространстве и совершила множество подношений. Эти и другие благоприятные знаки появились днём и ночью.

В то время Чогьял Пхагпа приступил к ежегодному подношению в честь Сакья Пандиты и продолжал совершать обширные подношения в течение того месяца. Его помощники поинтересовались, почему он решил сделать это на месяц раньше и он ответил: «Поскольку я пообещал выполнять эту церемонию в течение целого месяца каждый год и мы обычно начинаем в 11-ый месяц, то я боюсь, что я не успею завершить церемонию, если начну делать подношение мандалы в следующем месяце.» Таким образом, Чогьял Пхагпа руководил церемонией подношений каждый день в течение 10-го месяца, продолжая вплоть до 18 дня 11-го месяца.

В 19-ый, 20-ый и 21-ый дни 11-го месяца он остался в своей комнате. Рано утром 22-го он попросил своих помощников приготовить лучшие подношения. Когда они сделали это, в сопровождении многих благоприятных знаком он взял в руки ваджру и колокольчик и продемонстрировал свой уход в паринирвану. Дождь из цветов, лучи света распространились по всей местности и слышалась божественная музыка.

Таким образом, в 46 лет, в год Железа-Дракона Чогьял Пхагпа вошёл в паринирвану для того, чтобы рассеять неверное воззрение тех, кто верит в постоянство, продемонстрировать усердие тем, кто ленив и принести пользу в других мирах. В то время земля содрогнулась шестью разными способами в области Сакья и благоуханный аромат, неизвестный ранее заполнил пространство. Многие божественные подношения проявились.

Во время своей жизни Чогьял Пхагпа совершал множество деяний, таких как проповедование Дхармы, строительство монастырей и принятие как духовной так и политической ответственности за тибетский народ, путешествуя между Тибетом и Китаем. Таким образом, он усердно трудился на благо учения Будды и живых существ.

Во время церемонии кремации один из его главных учеников Драгпа Шонну, который, как считается, являлся эманацией Голубого Манджушри сильно взмолился своему гуру, и громко стеная, бился головой о ступу. В тот момент из ступы вылетел кусок угля, в котором он обнаружил реликвию большого пальца Учителя. Его поверхность имела контуры Пяти Дхьяни Будд так чётко выделяющиеся, словно исполненные художником. И снова Драгпа Шонну взмолился своему гуру, поместив реликвию на свою голову. После этого изображение стало ещё более отчётливым, так что можно было разглядеть лица и руки Будд. Позже он поместил эту реликвию внутрь образа Будды и хранил её в храме в Монастыре Шангдуд.

(Выдержки из текста «Сакья Дунграб Ченмо», автор Сакьяпа Нгаванг Кунга Сонам. Перевод на английский - Лама Калсанг Гьялцен и Виктория Хукенпахлер.)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments