nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

Жанр ритуальных наставлений как мост между дхарани и первыми тантрами

Короче говоря, все указывает на то, что ритуальные наставления стали появляться в буддизме примерно в середине пятого столетия. Их популярность значительно выросла в течение последующих десятилетий, и к середине шестого века буддистские видхи быстро распространились по всей Индии. Несмотря на возможное существование ранних руководств, связанных с обрядами ординации или семичастного почитания, внезапное распространение ритуальных наставлений в конце пятого или начале шестого столетий было беспрецедентным. Впервые такое количество локальных ритуальных текстов стало играть центральную роль в ортодоксальной буддистской практике. По сравнению с более ранними семичастными почитаниями, описанные в них новые обряды были намного сложнее и совершенно другого порядка. Это были уже не просто литургии – ранние дхарани-видхи описывали ритуалы, в которых основной акцент делался на организацию ритуального пространства и собственные физические действия практикующего.Теперь декламатор готовил ритуальную землю, сооружал алтарь, разбрасывал цветы, разбрызгивал воду и поклонялся центральному образу, произнося соответствующие заклинания. Вскоре, эти базовые ритуальные формы стали изменяться в соответствии с потребностями практикующего, так, например, раздел видхи из «Амогхапаша-хридаи» (Amoghapasa-hridaya) описывает выполнение ряда ритуальных вариаций: вы можете практиковать так, чтобы излечить болезнь, или, например, чтобы обратить проклятия, и т.п. От этих адаптируемых под ситуацию ритуальных действий оставалось совсем немного до полномасштабных тантрических ритуалов, которые мы можем наблюдать в ранних тантрах.

Нет сомнений, что широкое распространение ритуальных наставлений, произошедшее в шестом веке н.э., сыграло очень важную роль в истории тантрического буддизма, т.к. уже в течение следующих ста лет мы наблюдаем появление первых тантрических текстов. К началу седьмого века в Индии стали появляться первые «крия-тантры» (названные так задним числом), а около 650 года в обращение вошла коренная «Махавайрочана-абхисамбодхи» (Mahavairocana-abhisambodhi). Эти изначальные тантры были прямыми потомками ранних ритуальных наставлений. Ученый восьмого века Буддхагухья (Buddhaguhya) сделал один из самых ранних значимых обзоров индийских тантр как отдельного вида священных текстов. Отделяя крия-тантры от несколько более поздних йога-тантр, он выделяет два подкласса в ранней категории «крия»: «основные тантры, являющиеся сборниками ритуальных наставлений» (spyi’i cho ga bsdus pa’i rgyud) и «отдельные тантры» (bye brag gi rgyud). К первым он относит классические крия-тантры, такие как «Сусиддхикара» (Susiddhikara), «Субахупарипчча» (Subahuparipriccha) и «Кальпа-лагху» (Kalpa-laghu), которые по своей сути действительно являются компиляциями из ритуальных наставлений. Таким образом, рассматривая ритуальные наставления в качестве ключевого элемента в эволюционной связи между ранними дхарани и более поздними тантрами, мы просто следуем примеру Буддхагухьи. Многие из самых ранних крия-тантр были просто сборниками этих новых ритуальных наставлений.

Matsunaga, Skilling и многие другие ученые уже продемонстрировали с какими трудностями сталкиваются попытки отождествить тантрический буддизм с возникновением какой-либо одной ритуальной практики, будь то визуализация, декламация мантр или что-либо еще. Они указывают на то, что аккумулирование таких якобы «тантрических» ритуальных приемов в действительности было очень постепенным процессом, который растянулся на многие века. Но только с шестого столетия мы отмечаем быстрое распространение ритуальных наставлений в качестве отдельного жанра. Этот новой корпус буддистских текстов способствовал разработке более сложных ритуальных последовательностей, но вместе с тем ему потребовалось новое места в буддистских системах канонической классификации – и так родились тантры. Здесь нам, наверное, следует еще раз напомнить самим себе, что тантры имели текстовую форму, а новые ритуальные наставления были по существу их литературными предками. В этом смысле дхарани, возможно, и не были «прототантрическими», но вот ритуальные наставления действительно были таковыми.

http://webshus.ru/22606

Tags: буддизм, ваджраяна, дхарани, история, наставления, переводы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments