nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

Околосердечное проявление мысли и внутреннее человека

Махасидха Наропа в своем тексте «Ясно изложенная сущность пяти ступеней» (тиб. Rim lnga bstus pa sal ba) указывает на самое важное для понимания нынешних практиков - что все ментальные феномены имеют свои «энергии-носители», протекающие по определенным каналам. Если изменяется ток праны из одних каналов в другие, то соответственно меняется и характер мыслей, чувств, ощущений. И именно это положение является основой для методологии манипуляций с праной и бинду ради постижения более тонких состояний ума, вплоть до осознания природы ума.

Это воззрение нашло свое место и в тексте Кашмирского Шиваизма — Спанда-шастре: «Васиштха сказал… О, Рагава! Из движения праны возникает движение мысли; из самого этого движения возникает движение сознания, переходящее в круговое движение, подобно волнам, возникающим из движения воды. Авторы Агам говорят, что сознание является круговым вибрирующим движением праны; когда это движение прекращается, то ум умиротворяется. Когда движение ума успокаивается, то сансара тает и исчезает».

Согласно тибетской медицине, три первые канала проявляются в зародыше человека, и далее, в тече­ние восьми недель формируются все основные чакры и тонкие психические каналы.

Пять других важных сосудов одинаковых как для системы тибетской медицины, так и для тантры - те, что отходят от сердечного цен­тра. Это каналы различных сознаний.

Первый из них - сосуд, соединяющийся с сознанием органов чувств: вкус, прикосновение, слышание, обоняние и зрение; их называют «пятью дверями», и они ответвляются как пять от­дельных сосудов-чувств. Второй - соединен с сознанием чувства себя; третий - с умственным сознанием, отмечающим поступаю­щие впечатления; четвертый — с накапливающим сознанием; а пятый с сознанием запредельного.

Последний сосуд самый важный - сосуд постижения. Он
про­ходит через сердце и соотносится с тонким центральным кана­лом. В тибетской психиатрии говорится, что если иные созна­ния, или жизненные силы, пошедшие не своим путем, входят в сосуд сознания запредельного, это приводит к безумию.

Стоит сразу оговориться: слова о движении мысли относятся одновременно и к энергии как движителю, и к содержанию как собственно мысли воспринятой. Но стоит быть точнее. Само движение этой энергии, его тончайшие нюансы, траектория внутри каналов тонких тел человека и определяет содержание восприятия.

Нет описания фото.

Первичные движения энергии мысли из сердечного центра распространяются вначале по четырем основным каналам, потом от каждого из них отделяются ответвления и их становится вдвое больше, далее они еще удваиваются, по-прежнему расходясь как некая гармоническая грибница. Каждый следующий поворот-отделение нового канала в идеале фрактален предыдущему - каналу, от которого отделилась ветвь. Таковы околосердечные каналы, вместе с центром их всего - 37. Именно их символизируют в мандале тела Ваджрайогини 37 божеств. И каждый каналец определяется в чистом своем движении как живой символ - божество со своей биджей и мантрой. А в замутненном, двойственном восприятии человек принимает первые движения праны в околосердечных каналах как первичные движения якобы внешней для человека мысли. Он говорит "они приходят мне в голову", хотя голова как обиталище перцепции просто регистрирует то, что происходит в другом месте:). А праны, пошедшие в первые от центра пути своего движения, и есть "околосердечная кровь", о которой говорил Эмпедокл, что человек именно ею мыслит. Если не имеешь понятия о пране и околосердечных каналах, понять слова Эмпедокла невозможно. И мантры в садхане божества потому и бывают хридая (сердечные) и упа-хридая (околосердечные), то есть связанные с божеством центра мандала, основным, и божествами, которые, как правило, символизируют скандхи и элементы, образуемые при развитии зародыша в чреве и непрерывно поддерживаемые, воссоздаваемые циркуляцией энергии в околосердечных каналах.

Обычный человек индивидуален как раз в своей запутанности:))), проявляющейся в индивидуальном устройстве системы каналов (узлах, узорах, гармонических или не очень, или совсем негармонических, приводящих к тяжелым заболеваниям сразу по рождении). Каналы существуют вне зависимости от нашего желания:), а не умозрительно, как полагают многие (только для умозрящего). И система этих каналов подлежит исправлению посредством практик уровня дзогрим. Положение каналов в варианте чистого видения также существует в нашей с вами общей относительной реальности, а не только в потенциале. То, что на уровне праномайя-коша является только потенциалом, вполне воспринимается во время посвящения на уровне других тел, если вы достаточно чисты и развиты и, таким образом, вы получаете возможность возобновлять это проявление в виде божества с гармонической системой каналов уже в своем потоке ума, и, опираясь на него, исправлять свой внутренний состав, что тоже вполне материально. То есть на одном уровне это уже проявлено, на другом это пока потенциально, то есть подлежит воплощению. Но говорить, что этого не существует, просто нелепо. А для других... Так для них электричество, например, существует, хотя они его не видят. Это всего лишь вопрос культуры и веры, неведение ничего не может опровергнуть. Развившись в достаточной степени, все всё увидят:).

Не стоит воспринимать сказанное мною как нечто чисто "техническое", инструментальное. Непросто это именно в виду нераздельности энергии и содержания жизни. И потому, не пережив изменение содержания, никак нельзя взять и чисто технически изменить себя внутри, "подкрутив гаечки". Хотя в древности была масса интересных попыток на эту тему. Именно поэтому были распространены методы работы с ветрами (пранами). Были наставления по дзогриму без прохождения кьерима. Дзогрим с туммо и прочим был в некоторых линиях наставлений (в частности, в школе кагью) вообще без практики идамов. Попытки разные были. Но все возможно или нет - в каждом отдельном случае. Кто-то может быть готов отказаться от прожитого недавно содержания, и на этом может базироваться скачок посредством чисто энергийных методов. Всё есть частный случай, хотя принципиальная схема у всех людей одинаковая.

Но даже в этом вопросе, смею заметить, есть "техническая" разница, например, между бодхисаттвами и обычными сансарическими существами (надеюсь, вы уже поняли, что техническими эти описания я называю только для того, чтобы отделить это от чистого, уводящего вдаль философствования, то есть я говорю о йоге, могущей представить вживую то, о чем рассуждает философия.

Так вот, бодхисаттва, то есть истинный тулку, сознательно производящий свое рождение, развивает свое тонкое тело из сердечного центра, след., и физическое тело его начинает свое развитие в утробе так же. А обычные существа развиваются от пупочной нирмана-чакры, центра проявления, рождения, так сказать, как такового. Поэтому тулку это не просто сознательное рождение человеком. Люди и тулку и рождаются по-разному.

Благодарю за внимание!

САРВА МАНГАЛАМ!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments