nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

Непрерывность тантры это не то же, что неизменность

Нет описания фото.

В практике ваджраяны всегда нужно говорить о двух родах мандал, с которыми работает йогин. Знаменитый знаток, переводчик и комментатор тантр Буддагухья говорил об исходно существующей и представляемой мандале. Первая — это "реальная" мандала, образуемая Буддой и эманациями его качеств в виде Бодхисаттв и пр. Второй тип — графически или пластически зафиксированные и воспроизводимые в воображении практика.

Первые постигаются как таковые в чистом видении теми редкими существами, кто имеет способности прямого постижения, их называют махасиддхами (сразу оговорюсь, что это в мало известной современным людям "табели о рангах" весьма выше, чем "просто бодхисаттва", - там есть ещё йогины, что круче бодхисаттв, потом просто сиддхи, а уже только потом махасиддхи, друбтобы, как их называют в Тибете).

Второй тип мандал всегда статичен, они являются некоей догмой для последующих поколений практиков. Изображения этих мандал фиксируются и далее не меняются, чего нельзя сказать о восприятии самбхогакайи, которая, как известно, обладает бесконечным потенциалом проявления. Неизменность второго типа мандал относительна, как и сама природа их происхождения. Очевидно, что культ, имея начало в историческом времени, имел развитие, а значит, изменения. Скажу даже больше - известные нам в историческом аспекте передачи в ваджраяне постоянство и неизменность лишь формально относимы ко второму типу мандал. На самом же деле это постоянство - характеристика тантры как таковой. Точнее будет называть это непрерывностью, а не формальной неизменностью. Хотя, конечно, с деградацией учения в историческом времени понимание сдвигается в сторону именно "неизменности" и сохранения формальных аспектов практики. Это именно инертная деградация.

То же касается и текстов мантр: они считаются неизменными и данными раз и навсегда, хотя известно, что изначально была целая наука составления мантр. Сейчас её основы никто не передаёт, но кое-какой смысл уловить можно, изучая передачи более широко - во времени и вне школьных рамок. Вопрос не в этом - составление мантр "для личного употребления" требует необычайной силы от практика - для освящения мантр и приведения их в действие. Учителя говорят, что составление мантр - прерогатива бодхисаттв только высших бхуми - начиная с 8-й. Однако закономерен вопрос - кто же тогда составляет персональные мантры живущих ныне учителей - Далай-ламы и других известных нам?

Рискну заметить, что типы исконно существующих и представляемых мандал можно сравнить со шрути и смрити, откровением и преданием, основами любой религии в любом из миров. При этом считается, что непрерывность передачи в ваджраяне даёт возможность существу опираться на первый тип мандалы, используя второй тип мандалы как инструмент для поддержания связи с видением махасиддхов, пока эта связь не реализуется. Коротко говоря, этот принцип таков - будь, как Будда, пока не станешь Буддой.

Стивен Ходж совершенно логично выдвигает гипотезу о том, что геометрически правильный порядок расположения Будд и бодхисаттв в мандале не был сразу таковым, а развивался постепенно. Что был некий рудиментарный порядок организации таких изображений в круг, описанный, в частности, в "Дхарани великой пользы".

Вот что пишет Ходж, иллюстрируя свою мысль об эволюции тантрического культа:

"Для упоминания здесь я смог отобрать лишь несколько из самых примечательных текстов, однако все эти работы свидетельствуют о неуклонном увеличение количества тантрических элементов в буддизме, приведшем к расцвету изощренных тантрических текстов в VII и VIII веках.
Вдобавок к эволюционному процессу, указываемому хронологической последовательностью этих текстов, сохранившихся на китайском языке, есть и другие указания, говорящие о распространении и принятии тантрических практик. Например, Шантидэва (ок. 700–750 гг.) составил Шикша–самуччаю, ценную подборку цитат из различных текстов махаянического направления, имеющих отношение к практикам, которыми должен был заниматься бодхисаттва. В этой работе можно найти несколько интересных моментов, относящихся к развитию тантрического буддизма в Индии. Один из них — то, что Шантидэва принимает и использует текстуальную важность (амная) "Трисамая–раджа", одного из источников составления "Махавайрочана Тантры". Другое — свидетельство растущей важности внутренней визуализации, похожей на тантрические практики. Вот соответствующие отрывки:

1. "Вам следует повторять эту видью, упоминающуюся в "Три–самая–радже" ради "самаи мандалы": Намах сарва–буддха–бодхисаттванам. Ом вираджи вираджи маха–чакра–вираджи. Сата сата сарата сарата трапи трапи видхамани. Сабхаджани самбхаджани, тарамати, сиддха агре твам сваха. С этим вы сможете войти во все мандалы. Либо вам следует повторять "Сущность Татхагаты" восемь тысяч раз а затем входить как в обычные, так и в запредельные мандалы…".

2. "Сосредоточившись на буддах и бодхисаттвах, вам следует также возглашать [мантры], следуя Ритуалу Доброго Поведения, с сознанием, стремящимся облагодетельствовать все существа. Этот предписанный ритуал (видхи) следует соблюдать в завершении церемонии. Предписанное в "Три–самая–радже" надежно (амная), так что [в совершении этого] нет никаких упущений".

3. "Согласно "Три–самая–радже", ритуалом предписывается закрыть глаза и возглашать [Мантру] Ста Знаков восемь тысяч раз, с сознанием, сфокусированным на буддах и бодхисаттвах. Как только вы закроете глаза, вас возьмут к себе будды и бодхисаттв, и вы освободитесь от грехов. Либо же, обходя вокруг ступ, вам следует повторить их восемь тысяч раз, а также положить книги священной Дхармы перед изображением в храме".

4. "Бодхисаттва, облеченный восемью качествами, станет постоянно встречать будд. Каковы эти восемь? Он побуждает людей обозревать телесный облик Будды, он поклоняется (упастхана) татхагатам, он распространяет извечную форму Татхагаты… (Из Брихат–сагара–нага–раджа–парипричча)".

5. "Благороднорожденные сыновья и дочери должны узреть Будду, изображенного на картинах или описанного в книгах. (Из Шраддха–баладханаватара–мудра)".

Из этого мы можем видеть, что разновидность тантрических практик, в целом принятых приблизительно в то время, уже включала использование мандал, возглашение дхарани, ритуальное поклонение (пуджа) и визуализацию".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments