nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

Две ловушки

Картинки по запросу дзонгсар джамьянг кхьенце норбу ринпоче

Дзонгсар Кхьенце Ринпоче
Берлин, Германия 2013 год

Очевидно, что мы не будем говорить о помидорах и чили.
Однако, вас сюда привела своеобразная вера. Вера, надежда или любопытство - всё это попадает в одну категорию. И я подумал, что в качестве интеллектуального развлечения мы могли бы подискутировать на тему веры. И что бы я ни сказал, вашему духовному пути особой пользы это не принесёт, если вдруг вы надеялись. Это может помочь вам развить сомнение в сомнении. И если вам это удастся, то мы сможем посчитать это за достижение. Великий тибетский ученый Гендюн Чопел сказал: «Есть две ловушки, в которые мы всегда попадаем: мы слишком верим в правдоподобное, и слишком не верим в неправдоподобное». Жонглирование этими двумя, кажется, и есть так называемая жизнь.

Если вы следуете духовному пути, то вера и сомнения также станут большой частью вашего путешествия. Сам Будда поощрял сомнения, анализ, исследование. Но и также Будда сказал [Ринпоче цитирует по-тибетски], что абсолютная истина может быть постигнута лишь преданностью.

Интересно заметить, что в сутрах Махаяны (которая является буддийской традицией), при классификации человеческих эмоций, сомнение характеризуют, как одну из 5-ти основных, первоначальных эмоций. Также интересно отметить, что в других сутрах Махаяны, при упоминании чувств и объектов чувств - одним из основных является “дэби вангпо”, то есть чувство преданности. И из-за этого жонглирования доверием и сомнением, вы также заметите, что всё учение Будды парадоксально. Даже если прочтёте одну сутру. А сутра - это, кстати, прямое учение Будды. Даже если вы прочтёте одну из важнейших сутр, к примеру Ваджраччxедика-сутру, то начинается она с описания мельчайших деталей: как Будда складывал свои одеяния, как он мыл свою чашу для подаяний, как ставил её на стол или что-либо...Каждая деталь. Ваджраччхедика-сутра, как и многие сутры, имеет форму диалога. Это разговор Будды и Субхути. И после довольно обширных учений, Будда спрашивает Субхути: «Учил ли я?» И удивительно, но Субхути ответил: «Нет». Ещё удивительнее, что Будда сказал: «Правильно. Я никогда не учил» и «Даже слова не вымолвил». Вот он - парадокс.

Подобно Будде, его последователи создали так много парадоксальных вещей. Одним из величайших был ученый из университета Наланда, известный как Чандракирти. Он был беспощаден. Он анализировал всё. Прямо как его гуру - Нагарджуна. Он беспощадно развенчивал всё. Они даже анализировали сам феномен, зовущийся “Буддой”. И деконструировали само понятие “Будда”. Всё понятие пути. То есть мы говорим о праматери всей анархии.

Но! Что сделал Чандракирти? Он подоил нарисованную корову. Он не был анархическим экзистенциалистом, не верящим в магию. Он подоил нарисованную корову и так накормил 500 монахов. Уверен, многие из вас думают: это лишь история. Или, в лучшем случае, вы думаете: «Ну... магия». А кто-то из вас, буддийских подхалимов, подумает, что это великая сила, произведенная великим махасиддхой. Однако, смотрите: вы можете принять тот факт, что сидите в этом кресле. Но вы не можете принять того факта, что Чандракирти подоил нарисованную корову! Это лишь доказывает, что вы слабое существо, которое может слишком верить в правдоподобное и слишком не верить в неправдоподобное.Полагаю даже, многие из вас сегодня хотели бы услышать о тантрическом сексе. Но уверяю вас, если вы не способны поверить, что Чандракирти подоил нарисованную корову, то ни о каком тантрическом сексе и речи быть не может.

Чтобы говорить о тантрическом сексе, мы должны быть свободны от бремени здравого смысла. А все вы, судя по лицам, ищете лишь осмысленных вещей. И покуда вы привязаны к осмысленным и логичным вещам, то будете находиться внутри очень маленькой коробки. И, кстати, я тоже в этой коробке. Ещё как! Я не осмеливаюсь прикоснуться к чему-либо бессмысленному.

Вернёмся к вере и сомнению. Мы верим в вещи. Даже самые бескомпромиссные и интеллектуальные безверцы слепо верят в причины, по которым они не верят. Один из видов нашей веры - это верить, как нам хочется. Другой вид: хотя мы и не хотим, но всё равно верим. А в другой момент, даже если в этом нет смысла, мы по-прежнему верим. Неважно, какая у вас вера, но важно понимать: во что бы вы ни верили - вы верите лишь в своё собственное восприятие.

Давайте поговорим о процессе веры. Когда ты веришь во что-то. Частично это происходит в силу опыта, и частично без особого контроля. “Без особого контроля”, потому что мы обусловлены так думать. Хорошо, если мы действительно проанализируем, чем же является процесс веры? Присутствует некий элемент, что это происходит вне вашего контроля. И парадоксально, но также есть элемент того, что вы действительно испытываете это. Подобно известной аналогии, где шесть слепцов трогают слона, и каждый ощущает разные части тела слона. Но у них нет полного контроля, ведь они слепы. И потому они используют весьма ограниченную силу субъективного ума.

Разные воспринимающие воспринимают разное восприятие. И в силу этого опыта возникают разные верования. Допустим, вам снится сон. Хотя в реальности сон - это не то, что происходит на самом деле, но когда вы переживаете сновидческий опыт, каким бы он ни был, особым контролем вы не владете. И что бы вы ни переживали во время этого сна, у вас не будет выбора, и вы в него поверите. К примеру, во сне вы падаете с высокой скалы. Хотя в реальности ничего этого не происходит, внутри сна вы можете делать это вновь и вновь, вновь и вновь падать со скалы. Если вы анализируете, то хотя переживаемый вами опыт, - страх при падении со скалы и облегчение обнаружить, что вы всё еще взбираетесь по ней, - в равной степени не происходит на самом деле, во время сна у вас всё равно нет контроля, вы будете переживать это, и бесконтрольный аспект и переживаемый аспект произведут эмоцию, называемую “верой”. И это проявляется даже в более реальном мире, назовем это так. Рыба может находиться в воде очень долго: час за часом, день за днем, особо не беспокоясь. А люди? Через какие-то часы или минуты вам придётся подумать о других вещах. Придётся подумать о поддержании жизни. И для рыбы - опыт рыбы, вера рыбы, - не может быть оспорена нами, людьми.

Хотя я верю, что большинство из вас следуют некоему пути, духовному пути. А путь, будет он прямым или извилистым, зависит от того, насколько вы искусны в игре сомнений и веры. Вот почему мы можем сказать, что путь Будды, каждый аспект этого пути бережно создан так, чтобы стереть друг друга. И также это усложняет путь. Потому что некоторые из этих “ластиков” очень привлекательны. И так хорошо работают! А всё, что работает хорошо и комфортно, “стереть” трудно. Вот почему вы заметите, говоря о буддийском пути, что у вас из-под ног постоянно выдергивают коврик. Снова, и снова, и снова.

Серьезно, мы - последователи человека по имени Будда Шакьямуни, Сиддхартхи, пришедшего 2500 лет назад, не можем на самом деле думать, что следуем лишь за ним одним. Вы не можете так думать. Даже услышанное вами 10 дней назад - это уже что-то разбавленное. Интерпретация. Разные интерпретации.

11Не знаю, читал ли кто из вас сутры, но они всегда начинаются с фразы «Так я слышал...» И это очень важное пояснение. Сегодня в этот вечер, что бы я там ни сказал, вы - слушаете. Грубо выражаясь, вы не можете говорить: «Вот, что он сказал». Вы лишь слышали. По этой же самой причине, в огромном буддийском мире, Будда не сведён к так называемому «Шакьямуни» - босому, просящему милостыню на улицах Магадхи, с таким безмятежным видом. Есть и Будда, который носит кольца в ушах. Очень дорогую обувь. И к тому же, он голубого цвета. Представляете? Голубого цвета и многорукий! А есть и с лошадиной головой. Вот так ковёр постоянно выдёргивается из-под ваших ног. Едва лишь почувствуете себя комфортно, и одного ковра уже нет.

Почему? Возвращаемся к вере и сомнению. Они должны вести войну! Кто-то может гордиться, полагая себя интеллектуальным, а свои сомнения - разумными. Не обманывайтесь. Сомнения в Дхарме, сомнения в гуру и сомнения в учении, которые есть у всех нас, - это даже ниже уровня детского сада.

Если вы будете слушать и размышлять над буддийскими сутрами и шастрами, вот тогда научитесь, как нужно сомневаться.

Теперь, после всего сказанного, нам всё ещё должно поговорить о пути. Почему? Потому что вы думаете, что вам нужно куда-то идти. Вот почему! Желание нужды куда-то идти. Буддисты называют это: «О, нам нужно достичь просветления». А вы не просветлены. И поэтому вы даже не знаете, что это такое! Так что же тогда вас привлекает? У многих есть смутное представление о просветлении, интеллектуальная идея. В общем, это должно быть чем-то хорошим. Оно не может быть плохим. Ведь, будучи людьми, мы ищем прибыли. А в поисках прибыли мы ожидаем чего-то святого, чего-то хорошего. Шантидева говорил [Ринпоче цитирует по-тибетски]: «Поскольку нужно освободиться от страданий, нам временно позволяется иметь одно заблуждение - думать, что есть просветление». И это сказал Шантидева! Я ничего не выдумываю, между прочим. Не могу, иначе потеряю работу.
Вот почему у вас есть путь...

________
перевод: Мария Хмара
редакция: Katya Dechen
Tags: Дзонгсар Ринпоче, буддизм, воззрение, понимание
Subscribe

  • Тварь

    Гинцбург признался, что "вакцина" содержит маркеры! Намедни он поведал ТАСС, что 80 процентов тяжело заболевших, привитых Спутником, вовсе не…

  • Если нет царя в голове, то это день саморазрушения. Доброе утро!))

    Главная комбинация Огонь-вода - "Разрушение". Отнимает жизнь. Благоприятна для нанесения поражения врагу. В этот период создаются условия для…

  • Притча о безмятежном разуме

    Однажды фермер обнаружил, что потерял в сарае с сеном свои часы. Несмотря на то, что они не представляли собой никакой ценности, и стоимость их…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments