nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

О несказуемом, пустоте и открытости

Мы все плывём по реке языка среди молчаливых берегов. Поэтому все разговоры возможны лишь о явленном нам в языке бытии и лишь для тех, кто плывёт. Молчание остальной "тёмной материи" даже непредставимо. Поэтому разговоры о пустоте, Духе и т. д. по большей части бессодержательны в положительном смысле - то есть не дают приращения смысла. Поэтому апофатика проще для людей - как средство выражения. Либо они открывают новое бытие, будучи инспирированы свыше, но тогда этот перфоманс Духа имеет смысл только до тех пор, пока длится. То есть там нет посторонних, там все - участники. Воспринимать - значит участвовать.

Этот инспирированный разговор выглядит, например, так: юнговский Филемон говорит в очередном видении легендарного психоаналитика: "...не стоит помышлять о Плероме, ибо это означало бы саморастворение".Зато можно мыслить о Творении, ибо "Творение пребывает не в Плероме, но в себе. Плерома есть начало и конец Творения. Она проходит его насквозь… Хотя Плерома проходит непременно насквозь, нет у Творения в том части". Это относится и к человеку: "Мы же сама Плерома и есть, ибо мы часть вечного и бесконечного. Нет у нас, однако, в том части, ибо мы бесконечно отдалены от Плеромы — не пространственно либо временно, но сущностно, — тем, что отличны от Плеромы как Творение, имеющее пределы в пространстве и во времени". Если не страдать добровольными омрачениями школьничества, вполне можно уловить в прохождении бытия "насквозь" положительную аналогию с буддийской пустотой, которая неразрывна с бытием, но не является его субстанциональной сущностью. А размышление о Плероме, приводящее к саморастворению, можно принять за аналогию ухода в паринирвану.

И, тем не менее, пустота есть форма, а форма - пустота. И нельзя сказать, что пустота - это некое пространство, которое можно забить формами. Она проходит бытие "насквозь", но глагол "проходит" здесь обозначает отнюдь не движение и даже не пассивное "пролегание", раз уж это не пространство. Пустота чужда сенсорике. Чувствам и восприятию подлежит лишь непрерывно разворачивающееся в пустоте движение энергии. И потому прямое познание пустоты, которым характеризуется первая ступень бодхисаттв, - лучшая защита от любого рода энергий, как постоянно говорит Еше Лодой Ринпоче. И здесь позволю себе каверзный вопрос (секрет в его кажущейся формальности): если пустота внесенсорна, что есть прямое вИдение пустоты у бодхисаттв? Чем осуществляется это прямое вИдение? Только не говорите, что созерцание пустоты - это метафора))). Метафоры ещё никого ни от чего не защитили.

Несомненно, что мы имеем дело с тем, что одновременно является и взглядом, и действием. Правильный взгляд, воззрение пустоты, применённое человеком практически к себе и бытию вообще, пресуществляет человека - он весь полностью превращается во взгляд, в вИдение. Это один из базовых моментов тантрической садханы. Будучи полностью реализована, эта стадия становится рождением новоначального бодхисаттвы - на уровне самой первой земли. Это к вопросу об уровне, с которого наш мир воспринимается как полностью нереальный. Но это совсем не значит, что он воспринимается бохисаттвами как несуществующий. Основная ошибка человеков - принимать иллюзорное за несуществующее. Просыпаясь от сна, они облегчённо или огорчённо вздыхают - этого на самом деле нет... Но всё как раз наоборот - ВСЁ есть!))) Пустотный, иллюзорный способ существования позволяет быть всему. И да - чтобы не ломали головы, я сразу предупрежу: есть совершенно конкретный признак достижения "первой земли" при пересечении моря сансары. Это возможность лицезреть одновременно сто Будд различных измерений и посетить по желанию эти чистые земли - неотъемлемые проявления этих Будд.

Именно пустота позволяет проявляться открытости бытия, её познание позволяет нам увидеть безмерность формально ограниченных вещей - потому что основным понятием о пустоте является её тотальная открытость. Всё определённое, ограниченное как бытиё сохраняет связь с полной неопределённостью и безграничностью, но эта связь не разделяет их. И вещи могут проявляться лишь потому, что они непостоянны, непрерывно изменяются - благодаря пустоте. Шуньята также позволяет свободно проявляться познавательной способности, свободно - значит неограниченно. И потому познавательная способность становится нераздельной с каждым движением в шуньяте, поскольку там нет препятствий, и любое движение энергии тоже свободно и беспрепятственно, а потому непрерывно. То есть в пустоте знание и бытие слиты изначально - они безмерны. Для раскрытия этого требуется только практическое прямое вИдение пустоты сразу во всех направлениях - видящего, видимого и самого вИдения.

Вот что пишет по этому поводу Чогьям Трунгпа: "Вместо того, чтобы обращать внимание на то, что мы воспринимаем, или слышим, или размышляем посредством категорий, навязанных узкими пределами самосохранения или личными целями, мы можем прийти к признанию вещей как ценностей в самих себе. Когда мы достигаем этой точки, приходит своего рода освобождение, так как больше нет нужды манипулировать нашим восприятием — мы можем позволить вещам быть такими, каковы они есть. Говоря о прибытии в эту точку, можно говорить о свободе как достижении, однако мы должны понять, что свобода была там всё время, но мы упускали из виду эту свободу, запутавшись во всех видах необязательных построений и постоянно смотря на вещи как на средства по отношению к нашей личностной ориентации. Достигнув этой основной вершины открытости, мы имеем возможность остановиться здесь и увидеть вещи в их самоценности, или можем отступить назад, к видению вещей как средств для дальнейших средств — и так до бесконечности.

Именно в этой решающей точке приходит шуньята. Шуньята объективно соответствует этому повышенному (или открытому) состоянию осознавания. В этом состоянии мы видим не различные вещи, а видим вещи различно.

...Вероятно, это одна из наиболее сложных вещей для личности - делать что-либо без фиксаций и предубеждений.

...Мы должны пытаться установить связь с этой внутренне
самосуществующей свободой.

...Если мы увидим вещи как имеющие ценность сами по себе, мы захотим действовать продуктивно, так что ценность будет скорее сохраняться и увеличиваться, чем уменьшаться и разрушаться. Если мы будем постоянно возвращаться к своим заранее заготовленным идеям и защищать их, всё автоматически опустится до того, что известно как викальпа, концепция, которая означает "что-либо, оторванное от целого". Тогда мы имеем фрагментарный мир, в который мы обычно включены.

...Согласно буддийской традиции, открытость является основой целостности нашей жизни".

Иллюстрация: Филемон. Рисунок Юнга из "Красной книги"

Нет описания фото.
Tags: буддизм, мироздание, освобождение, практика, сознание, философия, ценности, шуньята
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments