nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

Политика, ступы и дхарма-виджая

На изображении может находиться: в помещении

Обратим внимание на термин "шарира", который в буддийских текстах обычно используется в значениях «безжизненное тело», «мощи», чаще всего «мощи Будды». После паринирваны Будды его тело было кремировано, а прах разделен между магадхским раджей Аджаташатру и семью представителями разных племен, заявивших свои права на то, чтобы останки Сиддхартхи Гаутамы покоились на их территории. В отношении к мощам Будды в ранний период распространения буд­дизма, безусловно, имело значение его кшатрийское происхождение. Захоронения вождей практически везде служили источником как са­кральной силы, так и (благодаря этому) самым важным «подтвержде­нием» легитимности власти. Момент «освящения» власти царя, благо­даря сохранению на его территории святых мощей великого подвиж­ника, несомненно, присутствует в «Маха париниббана сутте», опи­савшей события, последовавшие после паринирваны Будды. В ланкийской «Махавамсе», «Записках о буддийских странах» Фа Сяня, других буддийских хрониках можно найти много упоминаний о воз­ложении царем на свою голову мощей Будды. Очевидно, первоначально культ мощей Будды был не более, чем одним из обрядов в об­щей системе культа предков и использовался царями для подтвер­ждения своих притязаний на обладание определенной территорией. Именно так можно интерпретировать строительство Ашокой, а вслед за ним и другим царями, многочисленных ступ.

Учение Будды не было связано узкими рамками каких-то локаль­ных традиций, поэтому почитание его мощей могло приобрести уни­версальный характер. Первым это понял и использовал в своих целях Ашока. Если первые восемь ступ были построены в местах, связан­ных с наиболее важными событиями в жизни Учителя, и носили мемориальный характер, то создание «84 тысяч» ступ Ашоки определя­лось полностью целями его политики дхарма-виджаи - «завоевания с помощью дхармы».

Строительство ступ (с точки зрения центрального правительства) способствовало решению двух задач: распространению влияния цар­ской власти и расширению территории государства, а также распространению влияния буддизма как универсальной государственной идеологии. Вместе с тем в почитании ступ, чайтий не было ничего специфически буддийского. Этот обычай был весьма распространен в древней Индии, и множество поклоняющихся мощам святого садху наверняка не знали, да и не интересовались, что же он конкретно со­вершил. Такое положение шло вразрез с духом и смыслом самого буддийского учения и не могло не беспокоить его последователей. Не случайно Махадева, основатель Чайтики, одной из 18 школ раннего буддизма, первым провозгласивший культ ступы и культ мощей Учи­теля, был объявлен еретиком как Стхавиравадинами, так и Махасангхиками. Последователи Махадевы первыми стали поклоняться Будде и Бодхисаттвам, разработали учение о заслуге (пунье), которая может приобретаться в результате сделанного дара и способна быть переда­на другим существам.

Отголоски скептицизма в отношении культа поклонения ступе и противопоставление ему заслуги подлинного овладения сутью Уче­ния Будды особенно часто встречаются в праджняпарамитских сутрах. В ранней Махаяне, прежде всего в Праджняпарамите, разрабатываются понятия рупа-шарира и дхарма-шарира, и если под первым ра­зумелись телесные останки, мощи, то под вторым понимались тексты книг, причем имелись в виду не любые канонические тексты, а как считает Мялль, именно свод праджняпарамитских сутр.

В Праджняпарамите приобретению заслуг с помощью даров, приносимых ступе, противопоставляется заслуга, приобретаемая пе­реписыванием книг (т. е. Праджняпарамиты). Строительству ступ и их почитанию, т. е. почитанию рупа-шариры, противопоставляется переписывание текстов Праджняпарамиты, т. е. почитание дхарма-шариры. Заслуга переписывания Праджняпарамиты приравнивается к заслуге приближения к тем, «кто обладает десятью силами, к духов­ным руководителям». В число «десяти сил Будды» входит и vikurvanabala, или «сила трансформации», которая объединяет понятия «тело Дхармы» и «тело формы».

Тем, кто разрабатывал учение Праджняпарамиты, и их последо­вателям - мадхьямикам, удалось объединить в одной концепции два принципиально различных механизма приобщения к традиционной сакральности: 1) через соблюдение обрядов почитания предков и 2) обретение особого сакрального знания - праджни, которое в опре­деленной степени обесценивает все обряды, но в то же время и заменяет их. Эта концепция известна как концепция трех тел Будды, хотя изначально тел было только два, а впоследствии их стало четыре.

Дж. Туччи полагает, что в нагарджуновом тексте «Чатух-става», объединяющем четыре гимна Будде, как раз и излагается концепция четырех тел Будды, хотя Нагарджуна дает каждому из них имя, «отличающееся от обычных» [Tucci, 1932, р. 311]. Гимны, вошедшие в «Чатух-става», носят следующие названия: «Локатита-става» (Гимн Ушедшему из мира), [Умершему для мира], «Наираупамья-става» (Гимн Несравненному), «Ачинтья-става» (Гимн Непостижимому) и «Парамартха-става» (Гимн Высшей Истине). Очевидно, рупакае здесь соответствует тело, названное Нагарджуной локатита, а дхармакае - парамартха.

Если предположение Туччи верно, то напрашивается параллель между двумя телами Будды и двумя истинами: самврити-сатьи (ко­торая определяется как лока-вьявахара, т. е. «относящееся к условному, относительному, принятому в мире») и парамартха-сатьи, зани­мающих очень важную место среди главных доктрин Мадхьямики, в учении Нагарджуны, в частности.

Помимо четырех уже упомянутых гимнов, Нагарджуне приписы­вается авторство еще трех: «Читта-ваджра-става», «Стутьятита-става» и «Дхармадхату-става». В последнем гимне дхармадхату отождест­вляется с татхагата-дхату, что также равносильно татхагата-гарбхе. Если учесть, что слово «дхату» изначально означало «мощи», а татхагата-дхату-гарбха в третьей главе «Аштасахасрики» употребляется в значении ступа, то становится ясна «укорененность» фи­лософии Махаяны, причем не только Мадхьямики, но и Виджнянавады, в древних слоях символики ведийской и доведийской обрядности. Знаменательно, что гимны Нагарджуны предназначались для еже­дневного трехразового чтения перед ступой.

Во многих ведийских текстах смысл исполнения ритуала заклю­чался в отождествлении жертвы со всем миром и с самим собой, с основными психофизиологическими функциями. В буддизме дхармы-элементы также отождествляются прежде всего с психофизиологиче­скими функциями, причем их способность к связыванию в некое еди­ное целое является причиной вовлеченности в круговорот бытия, а осознание их истинной сути - путем выхода за его пределы. Так же, как в «Брихадараньяке», осознание подлинной сути жертвоприноше­ния (= Дхарме) приводило на «путь богов».

"Герменевтика буддизма" (коллектив авторов)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments