nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

О слишком искусных интеллектах

Готовясь к предстоящему в 2020 году двухсотпятидесятилетию Бетховена, основательные немцы бьют все рекорды изобретательности. В частности, объявлено, что одним из центральных событий огромной праздничной программы станет премьера Десятой симфонии юбиляра — так прямо и пишут: премьера. В конце апреля на родине композитора, в Бонне, будет исполнена несуществующая партитура ненаписанной симфонии. Оказывается, её «допишет искусственный интеллект — с помощью команды музыковедов и программистов». Допишет — это крепко сказано. К симфонии, которую Бетховен, по всей видимости, и впрямь подумывал написать после Девятой, налицо лишь горстка беглых набросков, причём в основном к первой части. Как из этой горстки сделать четыре части, достойные быть приписанными гению, вы не знаете, и я не знаю. А вот искусственный интеллект знает: «Компьютер проанализирует музыкальное наследие композитора и создаст продолжение партитуры»… Попробую объяснить, почему это сравнительно невинное (не убивают же никого!) надувательство так сильно меня злит. Потому что «дописать» бетховенскую симфонию нельзя — и потому что дописывать её никому и низачем не нужно.

Сначала — почему нельзя. Например, потому что именно у Бетховена зрелой поры необыкновенно велика дистанция от простоты, зачастую поразительной, исходного тематического материала — до предельной изощрённости, с которой материал изложен в готовой вещи. Некоторые знатоки полагали, что как раз этой дистанцией в изрядной мере и порождается бьющая в глаза способность его музыки говорить одновременно и о предельно личном — и о вселенски общем. Мнения знатоков, конечно, можно не разделять, но нельзя игнорировать факты; а что прохождение этой самой дистанции от набросков к результату давалось ему, особенно в последние годы, мучительно тяжело — неоспоримый факт. По свидетельству друзей, во время работы он выл как зверь и метался по комнате, «напоминая своим истерзанным видом буйного помешанного». Факт и то, что, пробиваясь к нужному результату, он раз за разом не колеблясь задерживал заказанные вещи, срывая все допустимые сроки и теряя самых преданных поклонников. Кабы путь от набросков к готовой вещи (от его набросков к его готовой вещи) был в каком угодно смысле алгоритмизуем, едва ли мятежный гений мучился бы так сильно и так подолгу. Нет, разумеется, и в поздних его вещах очень сильна объективная дисциплина, которая, вероятно, может быть с тем или иным успехом сымитирована компьютерно, но у Бетховена эта дисциплина всегда — и в последних квартетах, и в Девятой — неразрывно сочетается с изумительной спонтанностью, адекватно имитировать которую… Вы сначала научитесь рулетку обыгрывать, хотя она не гений и вообще железная.

(И заметьте: речь пока шла об идеальном случае, когда известны все темы «дописываемого» опуса. Обсуждаемая же затея, где налицо лишь некоторые темы первой части… Нигерийские письма, помноженные на МММ, — не знаю, с чем ещё сравнивать.)

Сказанное не означает, что выцеленная симфония не будет «дописана». Ещё как будет — ИИ, в отличие от Бетховена, намеченных сроков не срывает — и 28 апреля в Бонне нечто под обещанным названием, вне всякого сомнения, прозвучит и сорвёт подобающую порцию аплодисментов. Только музыка будет неважнецкая, громкому имени якобы автора нисколько не соответствующая — и тут я не гадаю, а говорю уверенно. Опыты с набросками Десятой уже делались, и оркестровые исполнения разных вариантов «восстановленной» из них партитуры (чаще только первой части) легко найти в Сети. Эти реконструкции, сделанные серьёзными музыковедами, обсуждались специалистами, особенных похвал не снискали, но не были и очень уж хулимы — не в последнюю очередь потому, что не претендовали на «подлинность». Да и вопрос, зачем это вообще нужно, имел в тех случаях вполне разумные ответы: в разрозненных строчках черновиков встречается очень хороший материал — стоит склеить из него нечто пригодное для исполнения, чтобы с ним (с материалом! не с несуществующей симфонией!) могли познакомиться не только специалисты. Я тоже послушал эти записи. Небезынтересно, но львиных когтей не видать. Ощущения, что тебя взяли за шиворот и приподняли — ощущения, от будущего юбиляра столь неотъемлемого, — не возникало ни на секунду. В Бонне оно и подавно не возникнет.

Теперь — почему обещанное «дописывание» Десятой не нужно, а может быть, даже и вредно. Тут можно бы напомнить, как быстро нарастает гора туфты вокруг модного термина ИИ: невдалеке уже то время, когда слова «искусственный интеллект» будут вызывать у нормального человека ту же реакцию, какую уже давно вызывают слова «эффективный менеджер», то есть прежде всего омерзение. Но в нашем случае злит не то, что под ИИ отпилят кусочек юбилейного бюджета. Юркие люди всегда пилят бюджеты; не на ИИ с цифровизацией, так на что-нибудь ещё — дело привычное. Тут другое.

Возможно, что организаторы торжеств — безусловно, желая только хорошего, только большей посещаемости своих ивентов, а заодно и большей популярности юбиляра! — просто вот так креативно шутят, а что эта шутка мне не по вкусу, так это мои проблемы. Но мне кажется, что они скорее серьёзны — как вполне всерьёз недавно показали виртуальный концерт давно умершей Каллас, как серьёзно говорят о кинопроектах с умершими актёрами. А если «премьера Десятой» затеяна всерьёз, то она преподаст публике несколько утешительных уроков. Что никакой особенной гениальности в природе нет: на что уж образец гения — поздний Бетховен, а и с ним можно встать вровень за счёт креативности, командной работы и достижений IT-индустрии. Что, стало быть, и признанная иерархия творцов и их творений немногого стоит, раз так легко к заданному числу апреля оказаться на весьма высоком её уровне. Такие уроки не просто лживы, они смертельно опасны для культуры, вне иерархий немыслимой. Это настоящий интеллект состоит в способности находить различия, формализуемые и неформализуемые, и выстраивать иерархии. Адепты же искусственного интеллекта — как минимум в обсуждаемом случае — делают в точности обратное.

https://expert.ru/expert/2020/01/o-slishkom-iskusnyih-intellektah/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments