nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

Из разговоров о доверии пространству ума



Терчен Дуджом Лингпа называет пустотность великой твердыней именно потому, что её прямое познание безобманно и в каком-то смысле - если постигнуто - не нуждается ни в доверии, ни в развитии чего-либо ещё. То есть все прочие прекрасные вещи - предварительны и временны. Это моменты развития. А пребывание в пространстве ума не подлежит развитию)). Здесь нет такого, что вы начинаете доверять. Всё, имеющее начало, заканчивается. Это же просто есть и там нечего развивать. Но только если есть присутствие. Ургьен Тулку Ринпоче говорил, что у практиков случается такая ошибка - думать, что проводится "смешение двух" - ума и пространства, но на самом деле в дзогчен всегда - "смешение трёх": ума, пространства и присутствия (ригпа).

К вопросу о доверии бытию, пространству... Тенпа Юндрунг Ринпоче на вопрос одной ученицы - "А к какому уровню тантр это относится?" - вдруг ответил: "Ты что, не доверяешь методу? Просто делай, как написано. Этого достаточно". Я случайно услышал это, и стало сразу ясно. Это ничего мне не объяснило, не дополнило, не детализировало - слова учителя просто были импульсом к действию. С тех пор прошло 17 лет))... Доверие - это не действие. Оно не начинается и не заканчивается. Оно просто проявляется как неотъемлемое свойство самого пространства ума.

Наше русское "авось", так часто понимаемое негативно, понимается этим неверно. "Авось" это и смирение ума перед великой эргономичностью бытия, и переживание себя родным бытию, не отделённым от него в общей заботе всего обо всём. Только необходимо присутствие)).

"Сущность тяготеет к существованию. Совершенство ведь не страдающий интеллигент, которого выталкивают с места под солнцем: оно, так сказать, полное совершенство, оно умеет всё, и если в совершенство (полноту) входит и бытие, то оно умеет и быть — оно уместно, ловко. А возможность? Это всегда "могу", всегда возможность ловкого, уместного — т. н. возможность всегда в себе содержит свое собственное бытие. — А возможность, что все погибнет, провалится? — А некуда валиться, проваливаться, кроме как туда же, к простоте, к ловкости! Как когда утрясаешь крупу, она заполняет пустоты, образует самую плотно пригнанную структуру. Упадет куда надо. Вещи падают в свое совершенство, им больше некуда деться. Вернее, они давно уже упали в свою такость — сами! — и вернуть их оттуда — попробуйте". (В.В.Бибихин, семинар "Лейбниц: Всеобщая наука")
Tags: Бибихин, Дуджом Лингпа, гуру, дзогчен, развитие, шуньята
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments