nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

Из "Йоги праны ясности и пустоты"

На изображении может находиться: 2 человека, плавание

Дабы обрести прямой опыт своего состояния с помощью йоги праны ясности и пустоты, необходимо знать все многочисленные праны: коренные и вторичные, грубые и тонкие.

Вот где пребывают пять коренных пран: поддерживающая жизнь [согдзин] пребывает в канале сердца; Восходящая [гьенгью] — в канале лёгких в горле; очищающая вниз [>турсел] — в позвоночном канале; сопровождающая огонь [меньям] — в канале желудка; всюду проникающая [къябче] — в канале Брахмы.

Среди вторичных (пран) есть грубые и тонкие. Грубых пран десять видов: дангью (циркулирующая, чтобы пробуждать) даёт возможность видеть и находится в глазах; намгью (всегда циркулирующая) позволяет слышать и пребывает в канале ушей; янгъю (циркулирующая в чистоте) позволяет чувствовать запахи и сосредоточена в канале носа; рабгъю (в высшей степени циркулирующая) позволяет чувствовать вкус и находится в канале языка; нгегью (определённо циркулирующая) даёт возможность чувствовать и присутствует во всех каналах тела и пронизывает сознание.

Вот где пребывают праны пяти элементов: прана земли, обеспечивающая устойчивость, пребывает в канале селезёнки; прана воды, поддерживающая влажность,— в канале почек; прана огня, обеспечивающая созревание,— в канале печени; прана воздуха, обеспечивающая движение, — в канале лёгких; прана пространства, обеспечивающая размещение, — в канале сердца.

Если подробно разбирать тонкие праны, то их насчитывают двадцать одну тысячу шестьсот. Но все они сводятся к чистой пране мудрости и семи нечистым видам праны: мужская прана — резкая и короткая, женская (прана) — мягкая и долгая, нейтральная (прана) движется медленно и ровно, жизненная прана движется в верхней части, прана силы — в нижней части, горячая и холодная праны вызывают различные болезни.

Внешняя прана — это прана пяти элементов; внутренняя прана (включает в себя) кармическую прану и прану мудрости. Все существующие кармические праны движутся, опираясь на праны пяти элементов.

Прана земли — жёлтая, она даёт ощущение тяжести; прана воды — белая, даёт ощущение прохлады; прана огня — красная, даёт ощущение жара; прана воздуха — зелёная, даёт ощущение лёгкости; прана пространства — или синяя, или не обладает никаким определённым цветом, она даёт ощущение прозрачности сознания. Таковы особенности различных пран.

Обладая сущностной упадешей о способе движения (праны), связанного с взаимозависимостью внешнего и внутреннего — праны текущего момента времени и состояния элементов человека, — йогин овладевает мастерством в йоге праны.

Поэтому йогин, зная особое состояние своих элементов и применяя сущностные упадеши, должен довести до совершенства качества элементов.

Если у человека преобладает элемент земля, его физическому состоянию свойственна тяжесть, он спит очень глубоко, говорит мало и дыхание плохое. Если преобладает элемент вода, телесный жар слабый, ум ясный, человек часто потеет и мочится. Если преобладает элемент огонь, человек часто испытывает жажду и ему бывает жарко, ум радостный, привязанности сильные, цвет лица яркий. Если преобладает элемент воздух, человек очень деятелен, тело легкое, ум возбужден и мысли неустойчивы. Если преобладает элемент пространство, здоровье хорошее, а ум открыт. У тех, чьи элементы уравновешенны, препятствия не возникают. Если же элементы не уравновешенны, нужно постараться уравновесить их.

Если слишком силён элемент земля, то в период земли нужно сесть со скрещенными ногами, сложив руки в жесте медитации, и смотреть прямо перед собой, сосредоточившись на ясном и ярком зелёном YAM или шарике у пупка.

Если слишком силён элемент вода, то в период воды нужно сесть с прямой спиной, обнажив верхнюю часть тела и укрыв нижнюю, представить красный RAM у пупка и, подтягивая его вверх, пристально смотреть вверх, сохраняя сосредоточение в пространстве на расстоянии локтя.

Если слишком силён элемент огонь, то в период огня нужно сесть со скрещенными ногами, сложив руки в жесте медитации, и смотреть прямо перед собой, сосредоточившись на ясном и ярком белом ВАМ или шарике у пупка.

Если слишком силён элемент воздух, то в период воздуха нужно сесть, прижав к себе колени, скрестить руки и обхватить ими колени, надавливая большими пальцами на два канала на внутренней стороне рук.

Опустив и расслабив взгляд (с расфокусированными глазами), следует сосредоточиться на символизирующим элемент земля ясном и ярком жёлтом слоге LAM или золотом шарике у пупка.

Применяя любую из подходящих упадеш, йогин должен постараться уравновесить элементы и явственно получить различные знаки-переживания праны, (связанной) с ясностью и пустотой.

Чтобы очистить пять чакр, вторичные каналы и составляющие праны и тигле тела и привести их в их естественное состояние, йогин, применяя янтры, должен удалить нечистый воздух.

(Следует) омыть всё тело чистой водой, растереть его сливочным или растительным маслом и разогреться на солнце, намочить стопы небольшим количеством вина, энергично растереть их и в течение трёх дней отдыхать, лежа на спине расслабленно и спокойно.

Когда каналы пробудятся и пульс усилится, тогда, если у мужчин пульсация сильнее с правой стороны, а у женщин — с левой, эту сторону нужно намазать отваром из сандалового дерева и акации и нанести тёплый туг (лекарственное средство) гладким кирпичом.

Нужно употреблять пищу и питьё, поддерживающие (жизненное начало) ветер, и выпивать немного хорошего вина; мужчины должны расслабленно лежать на левом боку, женщины — на правом.

Там, где пульс сильнее, мужчины должны надавливать правым безымянным пальцем справа, а женщины— левым безымянным пальцем слева, начиная мягко и усиливая, пока число надавливаний не дойдет до двадцати одного, и сочетая с вдохом, закрытой задержкой и выдохом.

Когда сознание придёт в замешательство, следует встать прямо, мужчинам повернуться вправо, женщинам — влево, наклонив подбородок к тому плечу, в сторону которого они повернулись.

Мужчинам нужно обхватить шею сзади и медленно надавливать на пульс восходящей (праны) правой рукой, а женщинам — левой, начав очень мягко, а затем увеличивая силу давления.

Если в это время будет чувствоваться онемение во всём теле или ослабнут осязательные ощущения, следует смешать растительное масло с ладаном (gu gul) и использовать его для массажа, оставив ум в сети четырёх элементов.

Так все мысли, порождённые омрачающими эмоциями, будут очищены в их собственном состоянии, и будет обретено явственное переживание ригпа ясности и пустоты; вспыхнут видения переживаний, и ты обретешь окончательную уверенность в своём ригпа.

(В зависимости от того), где находится прана, проявляются (соответствующие) видения; когда заканчивается прана, заканчиваются и видения. Пока видения не закончились, нет никакой возможности для освобождения всех явлений, имеющих форму.

Поэтому, чтобы погасить и исчерпать прану, применяя упадеши относительно праны, связанные с её формой и цветом, её отдалением и приближением, её количеством и кумбхакой, следует в совершенстве освоить переживание ясности и пустоты.

Тщательно изучив все аспекты праны, (практикуй) четыре применения, то есть вдох, задержку, вытеснение и выдох: втягивание (воздуха) подобно луку, задержка, как в сосуде, вращение как колесо и выдох, подобный стреле.

Сансара и нирвана, вселенная и существа в ней, — всё вдыхается в виде света, растворяется в А-тунг и плавится в блаженстве, (которое) нераздельно сливается с пространством природы ума.

И на вдохе, и на выдохе всё проявленное [на уровне] тела и ума (ощущается) как живое блаженство, а состояние этого блаженства (переживается) как пустота в недвойственности изначальной чистоты и самосовершенства.

Когда ты уже не отклоняешься от этого состояния, чтобы в совершенстве овладеть формой праны, нужно соблюсти особый момент, касающийся тела: сесть в позе Вайрочаны с семью признаками, слегка отведя заднюю часть шеи назад.

Что касается особого момента визуализации, то между бровей (представляй) форму праны как круглое голубое тигле размером с горошину сущность праны и ума, которое затем спускается на кончик носа, куда тебе следует направить внимание.

На выдохе тигле удаляется, а на вдохе возвращается на кончик носа. (Так нужно) усердно упражняться, совершенствуя чёткую способность распространять и вбирать тигле, сочетая это со вдохом и выдохом.

Когда ты точно и в совершенстве овладел различными ощущениями и переживаниями праны, полностью проявляются внешние, внутренние и тайные знаки и кармическая прана обращается вспять (возвращается к своему собственному состоянию), проявляясь как (прана) мудрости.

(Что касается) цвета: (следует) чётко и не отвлекаясь сосредоточиться на сверкающем белом тигле между бровей — сущности праны и ума—размером с горчичное семя.

Вместе с выдохом всё видение вселенной и её существ, начиная с собственного тела и окружающего пространства, поглощается светом ясного белого тигле.

Знаком того, что ты развил способность оставаться в этом состоянии и хорошо освоил его, будет то, что тело становится лёгким и неощутимым, голос становится мелодичным и произносит (слова) тайного языка дакини, а ум предстаёт как ригпа ясности и пустоты.

(Что касается) удаления и приближения, то в центре порождающей чакры (следует представлять) сверкающий чистый синий (слог) HUM — сущность праны и ума, — размером с ячменное зерно, трепещущий и мерцающий, и сохранять сосредоточение на нём.

На выдохе слог HUM выходит из носа, (а) на вдохе возвращается в порождающую чакру, (в это время) тело испытывает блаженство.

В определённый момент (следует) некоторое время оставаться в состоянии немышления, а затем упражняться в постепенном увеличении расстояния, [на которое] удаляется и [затем] поглощается слог HUM, от кончика носа до шестнадцати пальцев от него.

С произнесением слога HUM всё внешнее видение растворяется в HUM, и ты свободно расслабляешься. Во время вдоха упражняешься в очищении своего тела в свет, и, когда в совершенстве овладеешь этим, вся вселенная и населяющие её существа будут освобождены в теле света.

(Что касается) количества: во время вдоха и выдоха ум (следует) сосредоточить (на дыхании). В течение одного туна нужно выполнить одну тысячу из двадцати одной тысячи шестисот вдохов и выдохов.

Когда мысли успокаиваются в их собственном состоянии, полностью преодолеваются любые трудности в дыхании. В это время сама собой проявляется (энергия) данг ригпа ясности и пустоты и достигается окончательная уверенность в этом.

(Что касается) применения кумбхаки: следует сесть в позу Вайрочаны, надавить на (точки) I кулаками и сосредоточиться на сверкающем зелёном НА или тигле размером с горошину в порождающей (чакре).

(После) вдоха нужно вытеснить верхнюю прану вниз, сильно сжать и подтянуть вверх нижние врата и сохранять эти (две силы) в единстве. В таком состоянии прана и собственное тело ощущаются как нечто невещественное, словно дымка.

Во время выдоха прана и ум сливаются с пространством, и ты остаешься в чистом пустом состоянии немышления. Так движение (мыслей) останавливается само собой, прана и ригпа становятся прозрачными и не возникает никакой потребности в пище и одежде.

Когда ты в совершенстве освоился со всеми пятью глубокими упадешами об особом моменте праны или только с их частью, тебе будут подвластны праны пяти элементов и проявятся знаки вхождения (пран) в центральный канал.

Знак [элемента] земля (подобен) клубу дыма или тумана. Знак воды (подобен) мерцающему свету или колышущемуся миражу. Знак огня (подобен) свечению светлячка. Знак воздуха (подобен) безоблачному небу.

В частности, что касается состояния каждого из элементов, будут непрерывно и отчетливо проявляться разнообразные знаки-переживания как в видении, так и в ощущениях, связанные со светом особого цвета.

Что касается состояния земли, переживанием на уровне тела будет ощущение усталости, тяжести и вялости, на уровне речи — произносишь слова на неведомых языках, переживание на уровне ума — апатия, сонливость и затуманенность сознания, переживание в сновидении — ощущение, что придавлен горой или погребён под землёй.

Что касается состояния воды, переживание на уровне тела—ощущение праздности, расслабленности и покоя, на уровне речи — произносишь слова на языке дакини; переживание на уровне ума—пребываешь в прозрачном и умиротворённом состоянии, переживание в сновидении— видишь озёра или проливной дождь.

Что касается состояния огня, в качестве переживания на уровне тела ощущаешь жар и потеешь; на уровне речи — спонтанно произносишь слова учений, которые никогда прежде не изучал; на уровне ума — не испытываешь желания оставаться в состоянии немышления; переживание в сновидении видеть, что твои одежда, дом и горы охвачены огнём.

Что касается состояния воздуха, в качестве переживания на уровне тела испытываешь возбуждение и страдаешь бессонницей; на уровне речи — спонтанно произносишь слова окончательных или условных учений; на уровне ума—поочерёдное переживание пустоты и всеохватности; переживание в сновидении—видеть, что несёшься, оседлав ветер, скачешь на лошади или летаешь.

Что касается состояния пространства, в качестве переживания на уровне тела не ощущаешь его существования; на уровне речи — разъясняешь вопросы относительно истинного смысла; на уровне ума — обретаешь (состояние) ясности и чистоты за пределами движения и мышления; переживание в сновидении — видеть, что взбираешься наверх или обозреваешь небесный простор.

Если при грубом переживании элемента земля (испытываешь) вялость, сонливость и затуманенность сознания, а применяя особый момент, касающийся позы тела, можешь (долго) оставаться так, не обращая внимания на своё физическое состояние, то для преодоления препятствий нужно (надеть) лёгкую одежду, выдохнуть застоявшийся воздух, удерживать кумбхаку и сделать острыми взгляд и ригпа.

Если при грубом переживании элемента вода ощущаешь, что тело холодное, или потеешь, дрожишь, тебе становится страшно и хочется плакать, то для устранения препятствий нужно расслабиться телом и лежать на солнце, делать массаж с маслом и есть пищу теплой природы.

Если при грубом переживании элемента огонь ощущаешь, что тело взрывается жаром, в голове мутится, тебя тошнит и болят суставы, то для устранения препятствий нужно нанести (на тело) порошок семени аниса и снять его цампой (мукой), а затем надеть легкую одежду.

Если при грубом переживании элемента воздух тело зудит, испытываешь недомогание, тебе хочется двигаться и ты раздражен, то для устранения препятствий влей в топленое масло старое вино (и вари это), добавив немного цампы (муки). Приняв эту теплую (смесь), устранишь (неприятные ощущения).

Если при грубом переживании элемента пространства всё тело холодное, восприятие мерцающее, наблюдается обман зрения, то для устранения препятствий нужно вспоминать о непостоянстве и восьми примерах (иллюзии) и принимать отвар из мускатного ореха и имбиря.

Когда подчинена прана земли, тело [может оставаться] неподвижным. Когда подчинена вода, лицо лоснится, а тело не тонет в воде. Когда подчинён огонь, обретаешь зрение (богов) и ясновидение. Когда подчинён воздух, тело становится лёгким и способно летать.

В промежутках между занятиями практикой вдыхай с ОМ, задерживай с А и выдыхай с HUM. Благодаря объединению ригпа с праной созерцание углубится, а препятствия будут устранены.

В особенности, если вдох, выдох и задержка всегда управляются присутствием и осознанностью, то все препятствия, связанные с праной, будут убывать, а способность переживания и понимания разовьётся во всей своей полноте.

Когда возникают омрачающие эмоции, выдохни застоявшийся воздух. Если держать его внутри, это может стать причиной болезней, в частности, можно подвергнуться вредоносным воздействиям и столкнуться с разными неблагоприятными обстоятельствами.

Когда возникают благие состояния ума, такие как вера, сострадание и чистое восприятие, медленно вдохни, задержи ненадолго воздух и останься в этом состоянии. Так возрастёт счастье.

Когда чувствуешь сильное желание вырваться из сансары, печаль и усталость [от нее], нельзя подавлять вздохи: благодаря выдоху телесное здоровье укрепляется, а задержка становится вторичной причиной болезней и вредоносных воздействий.

Точно так же в течение четырёх периодов — в полдень, в полночь, вечером (промежуточный период) и ранним утром (последний период) — не следует задерживать воздух: благодаря выдоху устраняется вредоносное влияние враждебных воздействий, если же задерживать воздух, это становится причиной неблагоприятных обстоятельств.

В результате совершенного овладения праной загрязненное (измерение) будет исчерпано и (кармическое дыхание, связанное с) элементами, прекратится. В измерении ригпа, проявляющегося в опыте ясности и пустоты, встретишься с состоянием не знающей препятствий мудрости.

Намкай Норбу Ринпоче, "Йога праны ясности и пустоты"

https://mydocx.ru/3-72663.html
Tags: Намкай Норбу Ринпоче, дзогчен, йога, махабхуты, наставления, праны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments