nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

Гарчен Ринпоче - о том, как распознать истинную природу ума

На изображении может находиться: 1 человек, часть тела крупным планом

Сначала программа учений была посвящена развитию Бодхичитты*, но потом меня попросили поговорить об инструкциях по узнаванию истинной природы ума. Итак, корень наставлений об узнавании природы ума – это развитие бодхичитты. Развитие относительной бодхичитты - это метод, с помощью которого вы можете уравнять привязанность и отвращение (неприятие). Если привязанность и отвращение не уравнены с помощью практики относительной бодхичитты, то, даже если вы приложите усилия для узнавания истинной природы ума, это будет невозможно сделать. Поэтому для узнавания природы ума относительная бодхичитта – это принципиальная практика.

..........................

Когда великие мастера, имеющие постижение истинной природы ума, смотрят на ум, они находят и сансару, и нирвану, присутствующие в уме. Поэтому в молитве Самантабхадры из Северного терма Ригдзина Годэма сказано, что все феномены сансары и нирваны имеют: одну основу, два пути и два плода. Одна основа относится к истинной природе ума, являющейся объединением ясности и пустоты.

Ясность и пустота являются истинной природой ума в том смысле, что природа ясного аспекта ума есть пустота, а природа пустого аспекта ума есть ясность. Поэтому ясность и пустота объединены.

К примеру, когда мы смотрим на внешние явления у нас есть мысли и концепции, связанные с этими явлениями, и одновременно с этим есть внимательность, осознающая то, что ум занят концепциями. Этот осознающий ум – это то, на что вы должны посмотреть. Когда смотришь прямо на этот тип осознанности, или внимательности, то он предстает за пределами выражения, за пределами мыслей. Говорят, что этот ум очень сложно осознать, потому что это ум, осознающий себя, а не что-то отличное от себя. Это, например, как лампа, освещающая саму себя.

..........................

Джецун Миларепа сказал: "Не отсекайте корень учений Дхармы, но отсекайте корень ума". Это значит, что если мы попытаемся понять каждое поучение, этому не будет конца. Однако, когда истинная природа ума распознана, тогда все поучения реализованы.

Как сказано, не ищи корень учений Дхармы, но ищи корень ума.

В качестве методов для установления истинной природы ума есть множество поучений в сутрах и тантрах.

Все эти поучения, все эти методы включены в практику шаматхи и випашьяны, или умиротворения и прозрения (однонаправленной концентрации и особого видения). Умиротворение означает пребывание в истинной природе ума путем отсечения цепляния за любые концепции, омрачения и заблуждения ума.

Прежде всего мы должны избавиться от привязанности и отвращения по отношению к внешним феноменам, проявлениям. Тилопа учил Наропу воспринимать все феномены в сансаре как иллюзию. Когда осознаешь врагов и родных как иллюзии, то прекращаешь иметь привязанность к родным и отвращение к врагам. Когда в уме нет привязанности и отвращения, гораздо проще всмотреться в истинную природу ума.

............................

Далее. Когда вы внимательно наблюдаете за умом и замечаете появляющиеся дискурсивные мысли, вы должны не следовать за мыслями, а посмотреть прямо на ту внимательность, которая знает о том, что есть дискурсивные мысли, посмотреть на знающего, а не на то, что он знает.

............................

Когда вы посмотрите на истинную природу ума, вы узнаете, что источником всех разнообразных дискурсивных мыслей является концепция "я".

Источник дискурсивных мыслей и сами дискурсивные мысли – это не две разные вещи. Когда вы распознаете природу дискурсивных мыслей, источник и то, что выходит из источника, одинаковы. Когда дискурсивная мысль возникает в уме, если ваша внимательность прямо распознает ее, то это узнавание заставляет дискурсивную мысль раствориться обратно в уме.

............................

Если вы опытный практик истинной природы ума, то можете удерживать свежее состояние ума и сохранять ум расслабленным и свободным не будучи слишком напряженным и сконцентрированным.

Сохранять ум свежим значит не преследовать прошлое и будущее. Когда в уме нет мыслей о прошлом и будущем, между ними есть промежуток, и этот промежуток есть свежий ум.

Если вы посмотрите на природу этого свежего ума, его суть всеобъемлюща, как пространство, и его природа абсолютно ясна (чиста).

Это истинная природа ума, где ясность и пустота объединены.

Природа ясности есть пустота, а природа пустоты есть ясность.

Когда это объединение познано, это только практический опыт, его нельзя облечь в слова.

Лекция в Ratnashri Buddhist Centre Malaysia
29 марта 2004
Перевод на английский: Khenpo Acarya Tamphel
Перевод на русский: Dee Mon
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments