?

Log in

No account? Create an account

Нешёлковый путь

Квинтэссенция впечатлений, со временем потерявшая геометрию

Previous Entry Share Next Entry
Среди всех миров сансары бодрствуют лишь люди и животные
nandzed
Джамгон Конгтрул пишет: «После того как мировая система полностью сформировалась и вошла в период пребывания, все существа низших миров (за исключением животных) и большинство существ высших миров обычно переживают только последствия благих или неблагих действий, совершённых ими в предыдущих жизнях. Поэтому их счастье и страдание, продолжительность жизни и наслаждения, а также другие стороны жизни уже предопределены».

Итак, среди низших миров лишь мир животных хоть в некоторой степени связан с возможностью совершать кармические действия, то есть взаимодействовать с другими существами. Это означает, что их сознание «относится к внешним вещам» и, следовательно, в способ существования животных включено состояние бодрствования.

А среди высших миров с состоянием бодрствования связано только бытие людей, населяющих континент Джамбу, так как в «стране Джамбу люди главным образом поглощены кармическими действиями. Поэтому в том, что касается их продолжительности жизни, богатств и роста, нет ничего точно закреплённого и определённого». Но уже на трёх других континентах, населённых людьми, ситуация совершенно другая: «Поскольку люди трёх других континентов только испытывают следствия своих прошлых действий, у них нет никакой возможности совершать новые благие кармические действия. Поэтому те места стоят ниже страны Джамбу». Ту же самую ситуацию мы имеем как в мире асуров (полубогов), так и в божественных мирах кама-локи.

Это значит, что, несмотря на все описываемые события в мирах асуров и богов, голодных духов и адов, актуального действия как такового, то есть произведения новой кармы, не происходит.

Но как такое может быть? Как могут, например, пребывающие в двойственности асуры одновременно и воевать, и не действовать? Чтобы ответить на данный вопрос, следует вспомнить, что под действием в мире желаний понимается воздействие на внешний мир, приводящее к тем или иным изменениям в последнем. То есть действие здесь неразрывно связано с взаимодействием внутреннего (субъективного, индивидуального) и внешнего (объективного, или, точнее, коллективного, интерсубъективного) измерений. Поэтому бездействие существ означает их пребывание лишь в своём внутреннем измерении при отсутствии актуальной связи с внешним миром. Как мы помним, такого рода состояние есть ничто иное как сон. Во сне можно сколько угодно участвовать в различных битвах и т.п. и при этом никому не причинять действительного вреда. Фантазии же на тему насилия без реальных актов такового (т. е. наличия реальных существ, которые действительно убиты и т.п.) кармы не порождают.

Теперь мы можем сказать: из всех сфер обитания кама-локи лишь миры животных и людей континента Джамбу относятся к состоянию бодрствования, а все остальные – к состоянию сна со сновидениями, т.е. представляют собой чисто субъективные формы бытия. Что же касается участия различных видов сознания в формировании этих сфер, то, согласно Ачарье Буддхагухье, в них главенствующую роль играют семь сознаний (пять чувственных, манас и мановиджняна), а сознание универсальной основы и сама универсальная основа носят подчинённый характер. Но при этом следует различать состояния чувственных сознаний в объективных и субъективных мирах кама-локи. В первых чувственные сознания опираются на грубоматериальные органы чувств, во вторых – на тонкие.

И далее, если мы вспомним многочисленные случаи проповеди Будды в мире богов кама-локи (в каждой локе есть свой проповедующий Будда), наличие ритуалов отбрасывания существ мира прета или подношений им для помощи в их положении и всё подобное, то мы можем сделать вывод о взаимовлиянии субъективных и интерсубъективных миров в силу наличия сходной кармы. Если даже есть знание, что излучение глаз человека пугает прета. Но влияние тех же духов на нас пассивно в том смысле, что проявленность ему даёт человек. Так у него возникает ощущение, полностью подчинённое этой проявленности, из чего он делает вывод об объективном существовании духов. Или же говорит, что это просто фантазм, что для него равносильно несуществованию. Такая двойственность и противоречия существуют в воззрениях людей на миры духов большей частью из-за уклонения в крайность взгляда о несуществовании, из-за грубости сознания, вынужденного делить мир на материальное и некое, неизвестно как существующее духовное:)).

Существа рупа-локи и арупа-локи также не создают новой кармы. Но здесь данное утверждение имеет смысл, несколько отличающийся от рассмотренного при обсуждении мира желаний. Эти сферы бытия в рамках буддийского учения есть ничто иное как разновидности состояний медитативного сосредоточения существ. Они порождаются не теми или иными действиями по отношению к другим индивидуумам, а актами йогического сосредоточения, то есть ментальными действиями (волевыми импульсами – четана).

Причём важно заметить, что время их божественной жизни заранее жёстко предопределено и не подлежит каким-либо изменениям, что, согласно Джамгону Конгтрулу, связано с отсутствием возможности порождения ими новой кармы. Это весьма важный момент, на который мало кто из исследователей обратил должное внимание. Ведь мы имеем здесь, казалось бы, весьма парадоксальную ситуацию:
– живые существа континента Джамбу, пребывая в состоянии йогического сосредоточения в течение максимум нескольких десятков лет, порождают кармический плод жизни в божественных мирах, вкушаемый ими там в течение многих кальп;
– воплотившись же в высших мирах и пребывая там в состоянии йогического сосредоточения в течение совершенно гигантских по нашим меркам промежутков времени, они не способны при этом создать никакой новой благой кармы.

Всё это означает лишь одно: имеется качественное отличие состояния йогического сосредоточения существ континента Джамбу от такового в рупа и арупа-локах. А именно, первое включает в себя порождающий карму фактор, а второе – нет. В случае йогической практики в качестве такого фактора выступает ментальное действие (четана – воление). Таким образом, медитация человеческих существ континента Джамбу сопровождается ментальным действием, тем самым становясь причинным состоянием сознания, в то время как пребывание в рупа- и арупа-локах есть только лишь плод созревания (випака-пхала) и лишено волевой компоненты (четана).

Наличие четана (воления, мотивации и т.п.) в потоке сознания неразрывно связано с осознанностью и пребыванием в состоянии бодрствования. Ведь как сон со сновидениями, так и без сновидений представляют собой состояния, в которых мы не способны осознанно действовать: всё происходит помимо нашей воли, как бы само собой. Чтобы изменить ситуацию, требуется как бы проснуться в своём сне, то есть осознать себя в состоянии сновидения. Добившись осознанности во время сна, мы в состоянии управлять своими сновидениями – менять форму
своего тела, путешествовать в те или иные тонкие миры и т.п. Фактически такого рода состояние называть сном можно лишь условно: пребывая в нём, существа вполне способны осознанно действовать на тонком уровне, тем самым выходя за пределы того общепринятого, что называют сном.

В буддизме считается, что воплощение в этих божественных мирах самсары происходит в том случае, когда йогин в ходе медитации допустил определённые ошибки. А именно, воплощение в рупа-локе имеет место тогда, когда практик привязался к переживанию ясности, а в арупа-локе – в случае привязанности к переживанию пустоты.

Орлов, "Читтаматра"

На изображении может находиться: 1 человек


  • 1
Бумага всех этих Орловых стерпит...

Вот интересные совпадения...Помню, в детстве (мне лет 10) в журнале Наука и жизнь, был цикл статей о Хатха-йоге ...автор профессор Воронов. Орлов-Воронов.

  • 1