nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

После того, как ученик получил посвящение

90915.fpx&obj=iip,1.0&wid=1208&hei=1200&rgn=0.0,0.0,1.00000000,1.00000000&lng=en_US&cvt=jpeg

Мы становимся учениками не для того, чтобы вступить в ещё одни социальные отношения; мы ими становимся, чтобы приобрести какие-то качества, которых нам до сих пор не хватало. В традиции Ваджраяны посвящение предполагает введение ученика в мандалу. А мандала – это такое изображение космоса, где в центре располагается ум, а всё остальное выстроено вокруг него. Идея здесь состоит в том, что наше восприятие мира в действительности определяется состоянием нашего ума. Все события своей жизни – развитие отношений с другими, проблемы со здоровьем и прочее – мы воспринимаем сообразно тому, что происходит в центре нашей мандалы. И когда в ходе посвящения нас вводят в мандалу, то нам показывают, что мир вокруг нас существует не сам по себе, но это мы делаем его таким. И если человек достаточно способен и восприимчив, через посвящение в мандалу он может полностью перепрограммировать своё восприятие мира. Кроме того, посвящение даёт нам новую, необычную точку зрения и на нас самих.

Частью процесса посвящения является ритуальная смерть нашей старой личности. А умерев, мы как бы рождаемся заново. Поэтому нас снабжают не только целым набором практик для ежедневного выполнения, но также и новым именем. Каждый раз, выполняя практику, мы, соответственно, стараемся переотождествиться, обожествить себя. И далее вопрос заключается в том, удаётся ли нам принять эту новую идентичность, или мы продолжаем придерживаться той, к которой привыкли. Садхана – это проверка на способность войти в другой образ, способность увидеть в себе то божественное начало, которое было утверждено в нас на посвящении. По сути, основная наша задача как учеников состоит в том, чтобы научиться другими глазами смотреть на самих себя.

...Это сродни выступлению в спектакле. Если вы хотите сыграть там какую-то роль, вы должны её знать. И поэтому сначала вы прочитываете пьесу, знакомитесь со своей ролью в ней; возможно, даже заучиваете её слова наизусть. А потом вы много, действительно много репетируете. Потому что если вы не будете этого делать, то у вас не возникнет глубокого понимания роли, и ваше представление о ней останется довольно поверхностным. Понимаете, нет никакого смысла в том, чтобы просто получить посвящение, и всё. Развивая нашу метафору, посвящение – это когда кто-то приходит и рассказывает нам содержание пьесы вкратце. Если этим для нас всё и ограничится, если мы не прочтём пьесу сами, не будем заниматься репетициями, мы никогда не сыграем роль. Садхана – это репетиция просветления. И как до премьеры никогда не допустят актёра, не выучившего роли, так и мы никогда не достигнем просветления, если не будем его репетировать. Ведь понятно, что когда человек большую часть времени проводит в той личности, к которой привык, то вряд ли она от этого быстрее исчезнет.

...Ежедневно выполняя садхану, мы полностью перестраиваем свою идентичность. Мы творим себя заново, пересоздаём себя целиком – вплоть до того, что и наш физический облик – волосы, одежда и всё остальное – становится совершенно иным. Знаете, некоторые люди готовы уйму энергии потратить всего лишь ради того, чтобы избавиться от нескольких килограммов. А мы говорим сейчас о гораздо более глобальных изменениях – мы говорим о преображении каждого аспекта нашего «я». ...Оттенок кожи этого божества, формы его тела, причёска и цвет волос, одеяния – всё это символы, которые служат тому, чтобы напоминать нам о просветлённых качествах. Мы же не просто так пытаемся создать новый образ себя. Мы порождаем себя в образе просветлённых существ. И эти формы и жесты, которые мы воображаем, действительно существуют. Идея мандалы важна для нас тем, что показывает связь центра и периферии, сознания и мира. Если мы описываем самих себя через просветлённые качества, то и наше мировосприятие соответственно меняется.

Начинающих иногда несколько тревожит идея того, что теперь им придётся каждый день уделять практике по целому часу. Но когда наше недоверие несколько ослабевает, мы начинаем осознавать, что практика приносит нам пользу, а время, которое мы на неё тратим, вовсе не отнимается у нас, как мы прежде думали. Мы замечаем, что постепенно меняемся; становимся чуть более свободными, чуть менее требовательными в плане ощущений. Так происходит за счёт того, что практика корректирует нас на физиологическом уровне, формирует в сознании новые установки, благотворно влияет на речь.

Мы действительно можем достичь просветления. Нет никаких изначально божественных существ; никто не рождается обладателем сверхъестественных сил, а равным образом никто не рождается для того, чтобы поклоняться другому. Мы все равны, и все в равной степени обладаем природой Будды. Просто так вышло, что омрачения скрыли её от нас. И если какое-то учение помогает нам эти омрачения устранить, то такое учение является просветлённым. Учение – это не способ навязать нам что-то чуждое, внешнее.

Выполнение садханы подобно написанию картины. Сначала мы порождаем некоторый образ. Потом мы постепенно доводим его до совершенства, повторяем снова и снова, пока у нас не получится что-то, что нас удовлетворит. Медитируя, мы стремимся к тому, чтобы пересоздать себя. Вы видели, как монахи выстраивают из песка сложнейшие мандалы, а затем разрушают их почти сразу по завершении работы? По сути, мы должны научиться тому же. Мы должны научиться ежедневно творить мандалы, полные счастья, а затем – без какого-либо цепляния –растворять их. А если иногда у нас будут получаться печальные мандалы, нам нужно уметь растворять их так же легко, как счастливые.

Мы только вредим себе, когда упорно цепляемся за собственные негативные стороны. В действительности, мы можем создать себе совершенно новую личность, а потом вновь растворить её, и так несчётное число раз, причём каждая следующая сотворённая нами личность будет не похожа на предыдущую. В той стремительности, с которой мы способны менять эти образы, находит отражение наша сущность – от природы свободная и текучая. Вообще, люди сейчас очень много говорят о свободе. Но то, что мы с вами в данный момент обсуждаем, – это истинная свобода; то есть свобода меняться и разиваться, свобода растворять свои личности и создавать на их месте новые. Людям, на самом деле, очень нравится меняться, им нравится примерять на себя разные образы. Поэтому они перекрашиваются, переодеваются и так далее – это позволяет им вносить вариации в собственный внешний вид. Но мы сейчас говорим не о внешнем; мы говорим о внесении по-настоящему фундаментальных изменений в самую основу нашего бытия – а именно в ум, который и есть подлинный источник всех наших переживаний.

Садхана предназначена для того, чтобы приучить ум проявлять просветлённые качества. Но вот мы получили свою садхану; дальше весь вопрос состоит в том, что мы с ней делаем. Выстраивание отношений с учителем, в действительности, – это всего лишь предварительный этап пути. И когда дело доходит до реальной практики, то наличие приверженности Гуру оказывается просто минимально необходимым требованием. Если же мы не практикуем, то приверженность с лёгкостью вырождается в очередную привязанность. Хотя бы мы даже вступили в отношения, основанные на вере и преданности, но если мы при этом не начинаем следовать духовному учению, то эти отношения остаются обычной связью между людьми; они не становятся чем-то большим. Но человеческие отношения ненадёжны, а человеческие действия – тщетны. Нам ли этого не знать? С другой стороны, если ученик практикует полученную им садхану, то чем больше он в этом усердствует, тем больше впоследствии сможет сделать для своей линии.

...Что делать, когда мы сталкиваемся с неприятием? К примеру, мы можем сказать себе, что и другой человек вправе иметь своё мнение, а мы вправе это мнение игнорировать. Чужое неприятие – не повод ударяться в панику. Паники в этом мире и так достаточно. Сколько раз вы наблюдали, как срабатывает автомобильная сигнализация, реагируя на совершенно незначительный, по сути, толчок, и как она потом долго оглашает округу своими тревожными завываниями? Мы вообще живём в крайне тревожном обществе; оно практически полностью основывается на страхе. И если мы хотим преодолеть этот страх, нам нужно понять: всего пугающего в этом мире – разве что наши собственные иллюзии, тревога и ненависть. Как правило, страх растёт там, где у нас не хватает знания. В действительности, все наши страхи растут из нашего привычного представления о себе, которым мы захватились. Чтобы избавиться от неведения, нам нужно начать играть в просветление. Это станет противоядием от той игры, на которую у нас уходит всё остальное время, – игры в сансару, сотканную из иллюзий.

Лама Чодак Юток, "Ламдрэ: Заря просветления"
Tags: ваджраяна, понимание, посвящение, практика, смысл, тантра
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments