nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

Чарья-тантра. Гневные цари. Ачала

Похожее изображение

Пишет

Представляю вашему вниманию свою работу, посвященную Фудо Мёо. Для удобства она разделена на части. В первой части вы найдете общее описание Ачалы, других видьяраджа, а также подробности образа и символики самого Фудо.

Данная работа посвящена Ачаланатхе — одному из пяти великих видьярадж, владык светлой магии, защитников в мандале Мира Чрева Махавайрочаны. Особое внимание уделяется таким малоизвестным аспектам культа Ачаланатхи, как поклонение ему в целях обретения нового рождения в чистой земле Будды Майтреи — культ, специфичный только для Японии и в ней же зародившийся.

Образ Фудо Мёо

Имя Фудо 不動 (также записывается Мудо 無動) /тиб. Мийова/ есть не что иное, как дословный перевод санскр. Ачала, что значит «неподвижный, непоколебимый». Он является Мёо (санскр. Видьяраджа, «Владыка Мантры»). В наиболее ранних разделах первого из дошедших до нас тантрических текстов, Манджкшримулакальпе, видьяраджа рассматривается как эманация Будды. Но, прежде чем обратиться к рассмотрению непосредственно образа Ачаланатхи, стоит сказать несколько слов о Видьяраджах в целом.

Что же есть «мантра», «владыкой» которой является Видьяраджа? Это некая последовательность священных слогов и слов, источник которых — Ади-Будда Махавайрочана. Мантра — особый метод (упайя) практики Тантры, позволяющий достичь высших (просветление) и обычных (мирские блага и чудотворные способности) сиддхи. Йогин, посредством чтения мантр в контексте определенного ритуала, сопровождаемого созерцанием, рассеивает мрак невежества и постигает Дхарму Будды. В дальнейшем будут приведены оригинальные истории, описывающие,как практика мантры способствовала достижению Чистой Земли Будды Майтреи, восстановлению здоровья и устранению препятствий в целом.


Махавайрочана

Обретение мирских сиддхи — не самоцель, но подспорье в достижении просветленности.
Мёо — это проявления Татхагаты Махавайрочаны (яп. Дайнити Нёрай), проявленные им дабы устранять демонические препятствия на пути буддийского йогина и подавлять, подчинять противников Дхармы. Образы Мёо выражают этот активный аспект — угрожающие позы, гневное выражение лиц, разнообразное оружие, бушующее пламя. Один лишь облик Мёо устрашает препятствующие силы. Стоит перечислить Пять Великих Видьяраджа (Годай Мёо):Фудо Мёо (不動明王, Ачаланатха), Годзандзэ (降三世, Трайлокьявиджая) Мёо, Гундари (軍茶利, Кундали) Мёо, Дайитоку (大威徳) Мёо, Конгояся (金剛夜叉) Мёо; кроме того существуют Айдзэн (愛染) Мёо (Рагараджа), Дайгэнсуй (太元帥) Мёо, Усусама (鳥枢沙摩) Мёо. Присоединением к вышеуказанным пяти этих трех, либо Муносё (無能勝), Дайрин (大輪), Бутяку (歩擲) или других Мёо, получают Восемь Великих Видьяраджа. Далее, хотя Бато Каннон (馬頭観音) и является бодхисаттвой, из–за облика ее называют Бато Мёо; в народном веровании она стала относиться к классу Видьяраджа.

Наиболее известный и почитаемый — Арьяачаланатха (Недвижимый Почитаемый) или Фудо Мёо. Также известен как Фудо сися (Ачала-чета, «недвижимый помощник»). Данное имя впервые появилось в 8 в. в «Сутре мантр божественных превращений Амогхапала», перевод которой выполнил Бодхиручи. Позднее, в «Махавайрочана Сутре», переведенной Шубхарасимха, его облик помощника стал еще более выразительным, он предстал как слуга Татхагаты. Постепенно за ним все более закрепляется функция божества, обращающего тех, кто упорствует в своих заблуждениях, особого проявление Махавайрочаны.

Ачаланатха служит не только Махавайрочане, но и практикующему (садхака), пожирая подаваемую ему испортившуюся пищу. Его Тело Великого Сострадания служит всем возглашающим мантру, а его Тело Таковости служит садкаку и «получает подношения испортившейся пищей», что значит «пожирает без остатка кармические препятствия страстей».

Махавайрочана, являясь высшим Буддой, проявляется как бодхисаттва Праджняпарамита, — в более приемлемой для человеческого восприятия форме. Но для спасения тех, кто погряз в чувственных удовольствиях, он предстает как ужасающий Фудо Мёо, вынуждая отринуть заблуждения. Это положение выражено в системе «Трех Видов Круго Тел» (сансю риндзин, где «круг», «колесо», «чакра» означает орудие уничтожения страстей): Татхагата — Круг Тела Самоприроды (дзисё риндзин), Исходная Сущность (хонтай), бодхисаттвы — Круг Тел Истинного Закона (себо риндзин), Излагающих Учение, Мёо — Круг Тел, Повелевающих [Принять] Учение (кёрё риндзин), т.е. реализующих учение Татхагаты.

Подробное описание внешнего облика и его символическое значение.

Картинки по запросу кродха ачала
Ачала с посланцами Кимкарой и Четакой

Наиболее распространено изображение Ачаланатхи с полным телом иссиня-черного цвета, хотя встречаются красные и даже желтые. Остальные элементы одинаковы: в правой руке он сжимает пылающий меч, в левой держит аркан (羂索, кэндзяку), окружен бушующим пламенем мудрости, сидит (либо стоит) на каменном постаменте. Волосы его густы, завернуты в семь пучков или толстые косички, верхними зубами прикусывает нижнюю губу, левый клык направлен вверх, правый — вниз; глаза закачены вверх; щеки морщинисты.
На изображениях начального периода (IXв.) у Фудо Мёо открытые глаза, густые волосы и закушенная верхними зубами нижняя губа. Согласно Аннэну (安然, ум. 930) из школы Тэндай и Дзюнъю (淳祐) из школы Сингон, писавших о 19 созерцаниях Ачаланатха, он имеет 16 телесных признака, в соответствии с которыми и изображается начиная со второй половины эпохи Хэйан.

16 особенностей изображения Видьяраджа в 19 созерцаниях

1. Постоянное пребывание в самадхи порождения огня.

2. Лицо детское, тело полное, тучное.

3. На макушке семь пучков (莎髻, сякэй).

4. Слева свисает коса.

5. Морщины на лбу, похожие на морские волны.

6. Левый глаз закрыт, правый открыт.

7. Нижним клыком прижимает верхнюю правую губу; левый нижний клык торчит наружую

8. Рот плотно закрыт.

9. В правой руке меч.

10. В левой руке веревка кэндзяку (羂索).

11. Сидит на высоком каменном постаменте.

12. Цвет неприятный для глаз ― сине–черный.

13. Грозен и устрашающ.

14. Нимб сзади (迦楼羅焰, карураэн).

15. Тело Превращения Фудо ― Великий Змей Кулика (?) (倶力迦大龍) обвивается вокруг меча.

16. Два мальчика–прислужника: Кимкара (矜羯羅, Конгара) и Четака (制咜迦, Сэйтака).

«Текст сокращенной гатха о 19 видах обликов созерцания» (Кукай)

«Знаки а (阿), ро (嚕), кан (唅), ман () выражают становление Буддой Трех Тел.

Этот Почитаемый – превращение Махавайрочаны,

Обратившись слугой, совершает всевозможные дела

Пребывает в самадхи роджения огня

Сжигает препятствия, воздвигает огонь мудрости

Проявляется тучным ребенком

Это Тело Прекращения, завершающее дела для Будды.

Семь пучков на макушке

Проявляют Семь Постижений в разделениях Закона.

Слева свисает коса

Проявляющая детскую жалость и сострадание

Морщины на лбу, [подобные] волнам

[Выражают] сожаление [о тех, кто[ родился на Шести Путях.

Косо закрытый левый глаз

Скрывает левый путь и направляет на Единый

Закусив верхнюю губу нижним клыком

Он силой своей ярости устрашает демонов.

Плотно закрыв рот

Остановил ветер слов от пустых разглагольствований.

Держит в правой руке меч мудрости,

Уничтожая им заблуждения от Трех Ядов.

Держит в левой руке веревку

Дабы связывать ею и не позволять падать.

Ест пищу, оставшуюся после практикующих,

Полностью сжирая неясности учения.

Спокойно восседает на великом каменном постаменте,

Успокаивая [волнения от] тяжелых грехов живых существ.

Цветом черно–синий, отталкивающий,

чем устрашает.

Бушует и угрожает,

проявляя устрашающий облик.

Тело окружают языки пламени,

что проявляет золото огня мудрости.

Змей Кулика обвился вокруг меча,

дабы уничтожить все «внешние пути».

С ним Кимкара и Четака,

дабы все следовало справедливо не ложно.

Таковы уподобления тела Ачаланатха,

где «ачала» означает «неподвижно спокойный».

Таким его и следует созерцать.

Прическа Фудо Мёо.

Прически Фудо Мёо могут быть различны. Чаще всего на макушке завязывается пучок, в который иногда вставляется цветок лотоса. В 19 созерцаниях говорится, что на левую сторону лица свисает коса, а на макушке завязано семь пучков; верх головы символизирует мир Будды, а левая сторона — мир живых существ. Т.е. это говорит о его любви ко всему сущему. Также семь пучково символизируют семь способов практики для обретения просветленности (ухватывать суть; радоваться истине; продвигаться в чистоте; успокоить и сердце, и тело; не быть затрагиваемым событиями; не быть привязанным к вещам; блюсти единство духа; не разбрасывать духовную силу).

Fudo_6

Атрибуты рук

Теперь подробнее рассмотрим атрибуты рук Арьяачаланатхи. Обычно он держит меч и веревку с грузиками на концах, это его символы, а буквально — предметы обязательства (三昧耶形, самаягё). Мечом он поражает всевозможное зло и чувственные страсти, разрубает пелену неведения живых существ, аркан же использует дабы взять их (страсти) под свой контроль. Т.о. Ачала является гневным божеством с подчиняющим аспектом. Вокруг меча обвивается Великий Змей Кулика (таким меч часто изображают на картинах). Меч Куликара еще называют Превращенным Телом Фудо Мёо, и даже изображают без фигуры владельца.

Есть предание, согласно которому в ходе спора Ачаланатха со сторонником «внешнего пути» оба они обратились огненными мечами и стали рубиться; тогда Ачаланатха превратился во змея, который обвил меч противника и обездвижил его.

От меня (Нандзед). Это для тех, кто хочет практиковать:

АЧАЛА-НАТХА МАХА-КРОДХА ВИДЬЯ-РАДЖА МАНТРА

НАМАС САМАНТА БУДДХаНаМ. ОМ, АЧАЛА КаНА, ДА ТАЛ ДА ТАЛ, МОТА МОТА, Ма ТАЛ Ма ТАЛ, ТАДА ТАДА, ТИШТХАТ ТИШТХАТ, а-ВЕША а-ВЕША, МАХаТМТа ПаЛА, ДХуНА ДХуНА, ДХИНИ ДХИНИ, КХаДА КХаДА ВиГХНА-МаРАЯ, МаРАЯ ДУШТаМ, БХАКШАЯ БХАКШАЯ, САРВаМ КУРУ КУРУ, КИРИ КИРИ, МАХа-ВИШаМА ВАДЖРА СПХОТАЯ СПХОТАЯ, ХуМ ХуМ ХуМ, ТРАЙБАЛИТА РАНГХА ДАТТАКА, аМ аМ аМ, ХаМ ХаМ ХаМ, АЧАЛА-ЧЕТА СПХОТАЯ СПХОТАЯ ХуМ, А-САМАДИКА ТРАТ, МАХа-БАЛА ШаТАЯ, САМАЯМ МАНТРаМ КХаДаМ, ШУДХЬЯТУ ЛОКАС ТУШЬЯТУ ВАДЖРи, НАМО"CТУ АПРАТИХАТА-БАЛЕБХЬО ДЖВаЛАЯ ТРАТ, А-САХА НАМАХ СВаХа.

Ритуал внешних защитников поля Ачалы

Ачала-натха кшетра ракша

ОМ, ИНДРаЯ ДЭВаДХИПАТАЕ ХУМ ПхАТ СВаХа

ОМ, АГНаЕ АРЧЬЯДХИПАТАЕ ХУМ ПхАТ СВаХа

ОМ, ЯМаЯ ПРЕТаДХИПАТАЕ ХУМ ПхАТ СВаХа

ОМ, НИР-РИТЬЕ РаКШАСаДХИПАТАЕ ХУМ ПхАТ СВаХа

ОМ, ВАРУНаЯ НаГаДХИПАТАЕ ХУМ ПхАТ СВаХа

ОМ, ВаЙЯВЕ МаРУТаДХИПАТАЕ ХУМ ПхАТ СВаХа

ОМ, КУВЕРаЯ ЯКШаДХИПАТАЕ ХУМ ПхАТ СВаХа

ОМ, иШаНаЯ БХуТаДХИПАТАЕ ХУМ ПхАТ СВаХа

НАМАХ САМАНТА ВАДЖРаНаМ. ЧАНДА МАХа-РОШАНА СПХОТАЯ ХУМ ТРАТ ХаМ МаМ

ОМ, ВАДЖРА МАТЕ ДЖВАЛА БОДХИ-ЧИТТА НАХ

ОМ, РАТНА МАТЕ СаДХУ МАХа-МАНИ МАХ

ОМ, ПАДМА САРВА ДаХА ПРА-ШАМАНА, МАХа-ДХАРМА САМ

ОМ, КАРМА МАХа-ВиРЬЯ ПАРИ-ПуРАКА МАМ

ОМ, ВАДЖРАСАТТВА УТ-КУП-БХАГА МАХа-САУКЬЯ Тах

ОМ, МАНИ ВИ-ШОДХА ДХАРМА КУРУ РАКША ДХАРМА Вах

ОМ, ДХАРМА КИМ-КАРА ТИШТхАТ ЧЖРАх

ОМ, КАРМА ЧЕТАКА ХуМ Хум ПхАТ НАМ

ОМ, АЧАЛА-ЧАНДА ХаМ


САРВА МАНГАЛАМ!
Tags: Ачала, ваджраяна, понимание, символ, тантра
Subscribe

  • 17-й))

    Уже до своего рождения Апо Гага считался особенным существом. В течение долгих лет его родители хотели сына, но безуспешно. Наконец его мать,…

  • Великий Учитель Падмасамбхава сказал...

    «Если ты знаешь, что природа явлений совпадает с истинной природой мышления (rtog pa de nyid), Это значит, что нет какого-либо внешнего…

  • Сегодня малый день Падмасамбхавы

    В своей прощальной песне он пел для Еше Цогьял: В восьмой день луны, после полуночи и перед рассветом, На закате и на восходе, Восседая на коне…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments