nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Category:

Воспитание ума в ваджраяне (окончание)

Благородная Цогял спросила учителя: Почему некоторых божеств изображают с головами животных? Не созерцаем ли мы тем самым божество как обладающее вещественным бытием?

Учитель ответил: Божества, проявляющиеся с головами животных, символизируют определенное качество, которым обладает данное животное. Дело не в том, что нужно добиться, чтобы откуда-то появились реальные, существующие во плоти божества со звериными головами, - они есть проявления твоего собственного ума.

Из божеств в соитии излучаются помеси (трамэнма) с головами животных, такие как Пожиратели и Убийцы, принадлежащие к Килае, или восемь богинь (трамэнма), принадлежащие к Янгдагу.

Подобно тому, как смесь золота и серебра мы называем сплавом (трамэн), эти излучающиеся существа имеют тело божества и голову животного. Они излучаются благодаря состраданию мужского божества и мудрости женского божества, или, иначе говоря, из мужского божества, которое по своей природе есть средства, и женского божества, которое по своей природе есть знание. Олицетворяя ту деятельность, которую они выполняют, они проявляются с той головой, которая символизирует это качество.

Благородная Цогял спросила учителя: Нет ли противоречия в совмещении просветленных и мирских божеств, как, например, в том случае, когда главное просветленное божество окружено свитой из мирских божеств?

Учитель ответил: Главная фигура, просветленное существо, - это божество мудрости. Как могущественный царь, оно подчиняет себе высокомерных существ.

Окружение из мирских божеств, которое мы представляем, это божества, которые выполняют его повеления, тем самым освобождая врагов, препятствующие силы и тому подобное. Просветленное и мирское божество - все равно что царь и его слуга, поэтому здесь нет никакого противоречия.

Благородная Цогял спросила учителя: Что более важно для ежедневной практики: сосредоточение или чтение мантр?

Учитель ответил: Если речь идет о достижении высших сиддхи махамудры, то, если твой ум гибок, сосредоточение тоже будет гибким и благодаря этому ты на самом деле встретишь образ божества. Если распознаешь, что это божество - твой собственный ум, в тебе раскроются три каи.

Если речь идет о достижении обычных сиддхи, о бесчисленных деяниях умиротворения, увеличения, привлечения, покорения и подобных, то более важны мантры. Поэтому начитывай мантры установленное количество раз. До окончания затворничества очень важно не прерывать практику обычными разговорами. Какую задачу перед собой ни ставишь, следует прилежно читать мантры: будь очень усердна.

Благородная Цогял спросила учителя: Если достигнешь состояния йидама, которое присутствует естественно, является ли это каким-либо достижением?

Учитель ответил: Йидам проявляется как беспрепятственная деятельность сострадательных средств всех сугат. Поэтому в восприятии усмиряемых живых существ они проявляются как мирные и гневные, как мандалы и сферы будд, как мужские и женские, как главные фигуры со свитами и одиночные фигуры. Дворец божества, главная фигура, свита и так далее пребывают в Акаништхе, а следовательно, отличаются от тех, что находятся в других обителях богов. Зримые каи проявляются из состояния невозникающей дхармакаи на благо существ, которые воспринимают их в соответствии со своими склонностями.

Благородная Цогял спросила учителя: Что касается подношений божеству торма и тому подобного, то если божество принимает подношения и радуется хвалам, оно не отличается от существующего во плоти мирского бога. Если же нет, то какова польза от таких действий?

Учитель ответил: Божества мудрости не радуются хвалам и не наслаждаются подношениями. Ты представляешь и приглашаешь божество, возносишь хвалу, делаешь подношение и тому подобное, чтобы очистить свой ум. Когда ты это делаешь, твоя преданность очищает ум. Благодаря нескончаемым сострадательным средствам сугат ты получишь благословения и сиддхи.

Это подобно такому примеру: если делать подношения драгоценности, исполняющей желания, она исполнит все нужды и желания живых существ, хотя сделает это, не имея намерения принести им пользу.

Цогял, тибетцы пренебрегают божеством, обитающим в них самих, и ищут будду в Акаништхе. Не имея даже малой толики сосредоточения, они уклоняются в шаманские заклинания.

Не ведая, как естественно очистить свои три яда, они подносят торма из мяса и крови. Не выполняя никаких практик для достижения высших сиддхи, они жаждут чудотворных сил, потомства и богатства. Извращенно применяя Тайную Мантру, они разглашают ее тайны. Торгуя устными наставлениями как товаром, они занимаются магией и заклятиями.

Многие из них переродятся еретиками, рудрами, якшами и ракшасами.

Поэтому совершенствуй силу воззрения, практикуй с сосредоточением, в поведении придерживайся четырех видов деятельности и обрети плод - высшие сиддхи махамудры.

На этом заканчиваются устные наставления по Тайной Мантре, которые учитель Падмакара дал благородной Цогял, царевне Карчена, в виде вопросов и ответов.

Печать сокровища. Печать сокрытия. Печать вверения.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments