nandzed (nandzed) wrote,
nandzed
nandzed

Categories:

На учение не может быть авторского права



В тибетском языке слово «ученик» звучит как лоб ма. Лоб – это учение, а ма – мать. То есть, если переводить дословно, ученик – это мать всего учения. Матерью учения ученик является в том смысле, что способен порождать знание в себе и далее передавать его другим. А если человек сам не может учить, значит как ученик он никуда не годится. Хороший ученик хорошего мастера чувствует, что распространять учение дальше – его долг; и он делает для этого всё возможное. Такой ученик ощущает себя продолжением учителя. И когда он становится способным претворять желания своего учителя в действительность, его ученичество считается завершённым. А главное желание учителя обычно состоит в том, чтобы учение продолжало жить.

В десятом веке буддизм на территории Индии был уничтожен; но сама идея ученичества не погибла, а буддийское учение перекочевало в другие страны – на север, юг и восток, – где живо и здравствует до сих пор. Причём нельзя сказать, чтобы это было результатом хорошей организации буддистов или какой-то их политической мощи. Среди всех прочих религий буддизм, кажется, институционализирован в наименьшей степени. Распространение буддизма происходило преимущественно путём того, что его последователи, попадая в другие страны, делились там своими знаниями с местным народом. Вот разве что в юго-восточной Азии сейчас есть несколько буддийских организаций, ведущих работу миссионерского толка; но похоже, что никаких особенных результатов она не даёт. Дело в том, что она совершенно чужда собственной логике развития буддизма. В реальности всё завязано на то, что человек получает от кого-то учение, а затем в соответствии с ним живёт. В этом случае он естественным образом распространяет учение среди тех, кто его окружает. Его собственные ученики становятся следующим поколением практикующих, и история повторяется уже с ними.

Запомните: знания и мудрость не являются чьей бы то ни было собственностью. На учение не может быть авторского права. Восприняв учение из уст своего наставника, человек свободен практиковать его, осуществлять и передавать дальше. Поступая так, он сможет принести пользу другим. Возможно, со временем он начнёт презирать то, чем он занимался в прошлом, но он не пожалеет ни об одной секунде, потраченной на развитие собственной практики и на помощь другим существам. Накопление знаний не должно быть самоценностью для ученика. Ему необходима не информация как таковая, но умение применять её для решения реальных проблем. И если мы становимся учениками, то для того, чтобы научиться жить, а не для того чтобы овладеть какой-то способностью или профессией. Учение – это не хобби. Это то, что нужно нам постоянно, как воде нужно течь, чтобы она не застаивалась. И здесь недостаточно простого желания учиться; это должно быть для человека вопросом жизненной необходимости. Только в этом случае он сможет передавать дух учения другим.

Лама Чодак Юток
Tags: ваджраяна, наставления, ученик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments