Одними из первых - функционально - были дхарани для укрепления благоденствия, безопасности здоровья от заразных заболеваний и для защиты разного рода.
На самом деле существует огромное количество целей и функций дхарани. Например, можно проводить т. н. джапа-пуджу, то есть подношение чтения дхарани, целых ритуалов мантр мандалы божеств крия-тантры. Даже если вы не в состоянии собрать в соответствии с подчас очень сложными требованиями ритуала все необходимые материальные компоненты, вы можете сделать обычные внешние подношения (плюс максимум торма и напиток) и прочесть джапа-пуджу. Она одновременно даёт вам и силу начитки дхарани-мантр, и заслугу пуджи.
В конце концов, джапа-пуджа - это выход для тех, кто вообще не может сделать никаких материальных подношений.
Вот что пишет один мой добрый знакомый о смысле подношения речи.
Помимо прочих благ, свадхьяя (многократная рецитация текста) может привести к интуитивному проникновению в суть текста и дать мистическое переживание. Подобное отмечают и вайшнавы касательно "Бхагаватгиты" и "Бхагават Пураны". Есть японские, китайские и тибетские свидетельства, что многие монахи постигали суть праджняпарамиты посредством многократной рецитации одной из сутр этого раздела. Даже в жизнеописаниях тертонов Джамгона Конгтрула есть истории о прозрениях в результате рецитации праджняпарамита-сутр или "Арья-Манджушри-нама-самгити".
Джапа-пуджа Будды Акшобхьи
(малыми буквами обозначена двойная длительность, текст внутренней дхарани Акшобхьи несколько отличается от общераспространяемого, в том числе, и мной, но я решил дать так, как в тексте Дхарани-питаки - прим. Нандзед Дордже)
ОМ САРВА ТАТХаГАТА КаЯ-ВаК-ЧИТТА ПаДА ВАНДАНаМ КАРОМИ.
ОМ САРВА ПаПА ДАХАНА ВИ-СПХОТА ВАДЖРаЯ СВаХа.
ОМ САРВА ТАТХаГАТА ПУНЬЯ-ДЖНяНА АНУ-МОДАНА ПуДЖа МЕГХА САМУДРа СПХАРАНА САМАЕ ХуМ.
ОМ САРВА ТАТХаГАТА АДХЬЕШАНА ПуДЖа МЕГХА САМУДРА СПХАРАНА САМАЕ ХуМ.
ОМ САРВА ТАТХаГАТаНаМ АДХЬЕШАяМИ САРВА САТТВА ХИТА-АРТХаЯ ДХАРМА-ДХаТУ СТХИТИР БХАВАТУ.
ОМ САРВА ТАТХаГАТА САМ-СИКТа САРВА САТТВаНаМ, САРВА СИДДХЬЯх САМ-ПАННАТаМ ТАТХаГАТА \
а-СИЧАДХИТИШТХАТАМ.
ОМ ТАТХаГАТОД-БХАВаЯ СВаХа.
ОМ ПАДМОД-БХАВаЯ СВаХа.
ОМ ВАДЖРОД-БХАВаЯ СВаХа.
ОМ ВАДЖРА-АГНИ ПРА-ДиПТаЯ СВаХа.
НАМАС ТРАЯ-ДХВИКаНаМ САРВА ТАТХаГАТаНаМ. ОМ ВИ-РаДЖИ ВИ-РаДЖИ МАХа-ЧАКРА-ВАДЖРИ, САТА САТА, СаРАТЕ СаРАТЕ, ТРаЙИ ТРаЙИ, ВИ-ДХАМАНИ САМ-БХАНЧЖАНИ, ТРаМАТИ СИДДХаГРЬЯТВАМ СВаХа.
ОМ КиЛИ КиЛИ ВАДЖРА ВАДЖРИ БХуР БАНДХА БАНДХА ХуМ ПХАТ.
ОМ СаРА СаРА ВАДЖРА-ПРаКаРА ХуМ ПХАТ.
ОМ ВИМАЛОДА-ДХИ СВаХа.
ОМ АЧАЛА ХуМ.
ОМ ГАГАНА САМ-БХАВА ВАДЖРА ХОХ.
ОМ ТУРУ ТУРУ ХуМ.
ОМ СУ-СИДДХИ-КАРИ ДЖВАЛИТА А-ДаНТА МуРТАЕ, ДЖВАЛА ДЖВАЛА, БАНДХА БАНДХА, ХАНА ХАНА ХуМ ПХАТ.
НАМАС ТРАЯ-ДХВИКаНаМ САРВА ТАТХаГАТаНаМ. ОМ ВАДЖРА-АГНАЕ аКАРШаЯ СВаХа.
ОМ ВАДЖРА-ДХРИК ЭХЬЕХИ СВаХа.
ОМ КиЛИ КиЛИ ВАДЖРА ХуМ ПХАТ.
ОМ ЩАМКАЛЕ САМАЯ СВаХа.
ОМ ВИ-СПХУРАНА РАКША ВАДЖРА-ПАНЬДЖАРА ХуМ ПХАТ.
ОМ АСАМА-АГНИ ХуМ ПХАТ.
НАМАХ САМАНТА БУДДХаНаМ. ГАГАНА САМАСАМА СВаХа.
НАМАХ САМАНТА БУДДХаНаМ. аХ.
ОМ ГАНДХА-МаЛИНИ ВАРАДЕ ПРАТИ-ГРИХНА СВаХа.
ОМ МаЛа-ДХАРЕ ВАДЖРАДХАРА СВаХа.
ОМ ДХуПА-ЩИКХЕ КУРУ ВАДЖРИНИ СВаХа.
ОМ БАЛА-БАЛА МЕГХА-БХОЧЖАНИ ПРАТИ-ГРИХНА ВАДЖРИНИ СВаХа.
ОМ ДЖаЛа-МаЛИНИ ДиПА-ЩИКХЕ СВаХа.
НАМАХ САРВА ТАТХаТЬЕБХЬО ВИШВА МУКХЕБХЬЯХ. САРВАТХа КХАМ УД-ГАТЕ СПХАРА ХЕМАМ ГАГАНАКАМ СВаХа.
ОМ АКШОБХЬЯ ХуМ.
НАМО РАТНА-ТРАяЯ. НАМАС ЧАНДА ВАДЖРАПаНАЕ МАХаЯКША-СЕНа-ПАТАЕ. ОМ КУЛАМ-ДХАРИ БАНДХА БАНДХА ХУМ ПХАТ.
НАМО БХАГАВАТЕ АКШОБХЬяЯ ТАТХаГАТаЯ АРХАТЕ САМЬЯК-САМБУДДХаЯ. ТАТЪЯТХА. ОМ ГАГАНИ ГАГАНИ, РОЧАНИ РОЧАНИ, ТРОТАНИ ТРОТАНИ, ТРаТАНИ ТРаТАНИ, ПРАТИ-ХАТАНИ ПРАТИ-ХАТАНИ, САРВА КАРМАН ПАРАМ-ПАРАЯ АКШОБХЬЯ ВИ-ТУД СВаХа.
ОМ ВАЙРОЧАНА-МаЛа СВаХа.
ОМ ВАСУ-МАТИ ШРиЕ ПАДМА-МаЛИНИ СВаХа.
ОМ ВАДЖРА-ДХРИК ЯРХИ ЯРХИ СВаХа.
ОМ ШВЕТЕ МАХа-ШВЕТЕ КХаДАНЕ СВаХа.
ОМ ХАРА ХАРА РАДЖАх АГРА-ХАРАНаЯ СВаХа.
ОМ КАРаЛЕ МАХа-КАРаЛЕ СВаХа.
САРВА МАНГАЛАМ!

Будда Акшобхья